АСТАНА, 27 мар – Sputnik, Айгюзель Кадир. Множество современных технологий, словно мифические сирены, зазывают людей в мир третьего измерения, где грани между реальностью и виртуальностью становятся едва ощутимыми. Но еще задолго до современных "киномонстров", приблизительно в 2500 году до нашей эры, зародилось потрясающее искусство, для которого не нужны специальные очки или экраны высочайшего разрешения. Имя ему Театр.
Первая причина – это ты
"Лучше играть перед пустыми креслами, чем перед пустыми лицами". Эту фразу приписывают британскому актеру театра Алеку Гиннесу. Но кто бы ни был автором этих слов, сказанное есть истина − не дадут мне соврать театралы.
Любить казахстанский театр можно за то, что он учит думать.
Доказательство: Столичный плэйхаус "Аттракцион". Спектакль "Ваня и Соня, и Маша и Спайк". Силами независимого молодежного театра на казахстанской сцене был представлен образец невероятного микса остроумных диалогов, искрометного юмора на фоне узнаваемых чеховских мотивов. Бродвейская сенсация Кристофера Дюранга — история непростых взаимоотношений членов одной семьи с до боли знакомыми именами. У внимательного зрителя обязательно в голове останется вопрос о том, где этот баланс между трагичностью и комичностью, и почему с утренней чашки кофе в фермерском доме в округе Бакс началась эта комедия, а может безумие (здесь уже на ваш вкус).
Взгляд со стороны на нашу жизнь
Под этим подзаголовком за место под солнцем боролись несколько цитат о театре, но, пожалуй, тут обойдемся собственным мнением. Театр – площадка, которая дает нам взглянуть с другого ракурса на обыденную жизнь, понять и, главное, почувствовать, что происходит не так и как начать менять и меняться.
Любить казахстанский театр можно за то, что он учит бороться со стереотипами.
Доказательство. Театр "ARTиШОК", рожденный в Алматы, на суд зрителям представил дерзкий и смелый спектакль "Ұят" по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит. На первый взгляд, проблема с пресловутым "стыдом" лежит на поверхности, но спектакль затрагивает глубинные чувства. У зрителя, который знает, что история о брошенном в туалет ребенке, не выдумка драматурга, есть шанс рассмотреть под микроскопом внутренние конфликты каждого героя, стать частью мира, в котором люди становятся жертвами "трудностей перевода" и отсутствия воспитания.
Шика — блеска дай
На левобережье столицы расположилось помпезное здание площадью в 64 тысячи квадратных метров. Государственный театр оперы и балета "Астана Опера", по заявлению самого театра, построен "с учетом лучших классических традиций зодчества". Не поспоришь.
Любить казахстанский театр можно за красоту.
Доказательство — масштаб и изящество "Астана Опера". Внешний облик и интерьер театра – дело рук мастеров из 33 стран мира. Со сцен зала, рассчитанного более чем на тысячу мест, зрители наслаждались оперой Дж.Пуччини "Богема" в постановке народного артиста России Юрия Александрова и триумфальными гастролями миланского Театра Ла Скала с балетом Минкуса "Дон Кихот". 3D-эффекты и костюмы по эскизам Ив Сен-Лорана — и это далеко не полный список. Конечно, хочется верить, что за великолепием фасада, костюмов и декораций зритель увидит и почувствует энергию, которой делятся артисты на сцене, и в благодарность нелегкому труду профессионалов подарят ответную реакцию. И лучше пусть это будет любовь.
Нестареющая классика
Наверное, было бы как минимум странным не упомянуть господина Константина Станиславского, но отойдем от привычного слуху "Не верю" и поверим другим словам — "Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть".
Любить казахстанский театр можно за авторское решение.
Доказательство. Государственный академический русский театр драмы им. М.Горького, "Мастер и Маргарита". Театральная композиция в жанре эклектики, который год успешно демонстрирует, что новый взгляд на классику не просто оправдан, но и необходим. А иначе что есть творчество без поиска и свежего взгляда?
Любите театр за то, что он есть
Продолжать список можно до бесконечности. "А как же "Жұт" Олжаса Жанайдарова, "Любовница" Разии Хасановой?!" − в недоумении могут спросить неравнодушные к искусству читатели. Но можно сколько угодно публиковать анонсы спектаклей, смешных и не очень, глупых и непонятных, вот только любовь к странному миру в деревянной коробке приходит лишь с душевным прикосновением к нему.
Любить казахстанский театр можно хотя бы за то, что он есть, за то, что он жив и пока умирать не собирается. Ведь все-таки жизнь и есть театр.