АСТАНА, 22 апр — Sputnik, Катерина Клеменкова. С начала этого года на отечественном автомобильном рынке наблюдается интересное явление: продажи новых машин в нашей стране падают (по сравнению с первым кварталом прошлого года продажи сократились на 28,2%), при этом местные автопроизводители рапортуют об увеличении производства, причем не на сколько-то там процентов, а сразу в четыре раза.
Что происходит?
Интересно, что больше всего вырос объем выпуска легковых автомобилей – их выпустили в 7 раз больше, достигнув значения в 3 095 экземпляров (против 428 машин годом ранее). Выпуск грузовых автомобилей по итогам января-марта 2017 года уступил прошлогоднему показателю на 31,6% — всего произведено 169 грузовиков. Объем производства автобусной техники сохранился на прежнем уровне — 27 единиц.
Впрочем, стоит отметить, что пока это не столько рост, сколько постепенное возвращение к докризисным показателям. Сравните цифры:
- в январе-феврале 2015 года на усть-каменогорском заводе "АЗИЯ АВТО", на долю которого приходится больше 80% машин казахстанского производства, было собрано 3 657 автомобилей и это было на 34,4% меньше по сравнению с результатами 2014 года
- в январе-марте 2016 года в Казахстане с конвейеров сошло всего 839 экземпляров различной автотехники.
Намечался даже дефицит
Как утверждает Алферов, рыночный маятник наконец-таки развернулся в направлении восстановления спроса, и отечественные автозаводы находятся чуть ли не на пике продаж.
"Сегодняшнее превышение темпов роста производства над темпами сбыта лишь отражает усилия производителя сократить разрыв между спросом и предложением. Дело в том, что в 2016 году объемы выпуска на конвейерах казахстанских автозаводов сократились до минимума в 11 тысяч единиц. Темпы производства откатились до уровня 2011 года. Тем временем потребительская активность медленно, неустойчиво, но восстанавливалась — в IV квартале возобновился рост расходов казахстанцев на приобретение автомобилей — они достигли 870 миллионов долларов по итогам года, — продолжает Алферов. — В результате по целому ряду наиболее востребованных на рынке продуктов сложился дефицит. Речь, прежде всего, о бюджетных автомобилях брендов LADA, KIA и Skoda".
Средний чек за авто — 8 миллионов тенге
Рейтинг наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам I квартала 2017 года возглавляет LADA. На ее долю приходится более половины продаж, что в абсолютном выражении составляет 1 303 машины.
Рост продаж в первом квартале дал основания автомобильным компаниям надеяться на рост реализации машин и в течение года, подчеркнули в союзе автопроизводителей.
При этом средняя стоимость легкового автомобиля в период I квартала 2017 года составила 7,8 миллионов тенге. В рамках госпрограммы льготных автокредитов было реализовано 257 автомашин, или 8,3% от общего числа проданных легковых автомобилей локальной сборки.