АСТАНА, 13 апр — Sputnik, Сергей Ким. Бостандыкский районный суд Алматы принял исковое заявление от алматинца, требующего от национального авиаперевозчика астрономическую сумму компенсации.
Летом прошлого года Арман Кожасбаев купил через Интернет авиабилеты жене и дочери, но "Эйр Астана" отказала им в перелете. Судебные претензии алматинец предъявил и "Казкоммерцбанку".
Мошеннические риски
Арман Кожасбаев 11 июля 2016 года оплатил билеты жене и дочери через сервис Homebank "Казкоммерцбанка", не выходя из дома. Почти через месяц, в день вылета, в аэропорту Алматы произошла неприятность. Сотрудница "Эйр Астаны" отказалась регистрировать пассажирок на рейс, а билеты "туда-обратно" были отменены.
Более подробная информация со слов Кожасбаева приводится в официальном обращении клиента, направленном вскоре в "Казкоммерцбанк" и, для ознакомления, в "Эйр Астану".
"В день вылета на регистрационной стойке, а именно 4 августа 2016 года, указанные лица не были допущены на борт по причине непредъявления оригинала кредитной карты. На многочисленные вопросы сотрудник компании "Эйр Астана" − старшая смены Рауш Людмила Дмитриевна − пояснила, что данное требование вытекает из политики компании, связанной с мошенническими операциями, и, видимо, посчитала эту оплату таковой".
Впрочем, история, которую вроде бы можно было на этом заканчивать, получила продолжение. Сначала Арман Кожасбаев решил добиться извинений. Сумма в 291 тысячу тенге, потраченная на билеты, его волновала в меньшей степени.
Началась досудебная переписка с банком и авиакомпанией. Первый официальный ответ "Эйр Астаны" был получен через неделю после инцидента.
О каких правилах идет речь, известно. Они действительно имеются в соответствующем разделе "Правила и условия онлайн-бронирования" на сайте авиакомпании.
Приведем интересующую нас цитату из пункта 3.2 "Процедуры по борьбе с мошенничеством".
"Для интернет-транзакций, представляющих высокую степень риска мошенничества, авиакомпания "Эйр Астана" требует пассажиров предъявить оригинал кредитной карты и документы, удостоверяющие личность владельца карты при регистрации на рейс в аэропорту или во время посадки на борт <…> Плательщик может также внести "код авторизации" платежа во время оплаты, который можно получить, связавшись с банком-эмитентом. В случае выбора плательщиком данной опции, пассажиру не нужно будет предъявлять оригинал платежной карты и документы, удостоверяющие личность владельца карты при регистрации в аэропорту или во время посадки на борт. В случае возникновения подозрений в мошенничестве, авиакомпания "Эйр Астана" оставляет за собой право на проведение полного расследования, связавшись с пассажиром, отменить билет и сообщить о деталях мошенничества в соответствующие органы и полицию. Любой пассажир, уличенный в путешествии по билету, купленному мошенническим путем, не будет допущен на борт и будет внесен в "черный" список авиакомпании".
Юрист Кожасбаева Евгений Сейпульник убежден: у авиакомпании "Эйр Астана" нет полномочий на квалификацию действий клиента как мошеннических, как нет и права отказывать в предоставлении услуг из-за подозрений.
"Согласно размещенной на официальном корпоративном сайте авиакомпании "Эйр Астана" информации, операции по оплате авиабилетов через интернет с использованием реквизитов платежных карточек отнесены к высокой степени риска мошенничества, в связи с возможным незаконным использованием платежных карточек. В целях пресечения такого рода злоупотреблений, авиакомпания "Эйр Астана" применяет собственную процедуру по предотвращению мошеннических транзакций. Такая политика является внутренним решением авиакомпании (также имеет широкое распространение в международной авиационной практике) и не зависит от банка…", — говорится в ответе Казкома.
Резюмируя, − авиакомпания играет по своим правилам, банк ни при чем.
Стоит ли говорить, что оба ответа ни Армана Кожасбаева, ни Евгения Сейпульника не устроили, тем более желанных извинений Кожасбаев так и не получил. Дело неотвратимо шло к суду.
Астрономическая сумма и День космонавтики
В среду, 12 апреля, прошла подготовка гражданского дела к судебному разбирательству. По словам юриста Евгения Сейпульника, представители ответчиков в зал суда не явились, а от "Эйр Астаны" ранее поступило ходатайство о переносе рассмотрения дела в суд Турксибского района по месту нахождения одного из ответчиков.
Подготовка к суду продолжается, вопрос о переносе суда в другой район не решен. Поэтому сфокусируем внимание на "миллиардном" иске Кожасбаева.
Итак, Кожасбаев просит суд:
- признать незаконным одностороннее расторжение АО "Эйр Астана" договора перевозки;
- взыскать с авиакомпании "Эйр Астана" компенсацию морального вреда в сумме миллиарда тенге;
- (обязать – прим.) АО "Казкоммерцбанк" известить клиентов банка на официальном сайте о возможности отказа в выдаче товаров и предоставления услуг плательщику, воспользовавшегося финансовыми инструментами банка;
- обязать АО "Эйр Астана" дополнить правила онлайн-бронирования на официальном сайте информацией о признании операций с использованием платежных карт "Казкоммерцбанка" транзакциями с высокой степенью риска мошенничества.
Главное требование — признать незаконным расторжение договора — основано на следующем аргументе: Кожасбаев и Сейпульник ссылаются на пункт 23 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, утвержденных постановлением правительства 13 декабря 2011 года.
Позиции авиакомпании и банка известны из официальных ответов, которые мы упоминали: в "Эйр Астане" действуют свои правила оплаты и оказания услуг, а от оценки каких-либо "мошеннических рисков" Казкоммерцбанк открещивается. Истину, конечно же, должен установить суд.
На вопрос об астрономической сумме иска юрист Евгений Сейпульник отвечает: Арман Кожасбаев не собирается обогащаться, и даже если выиграет дело, потратит деньги на благотворительность.