Денис Кривошеев, экономический обозреватель
Тенговые активы сейчас обеспечивают инвесторам доходность почти в 30%. Это невероятно много, неправильно и опасно. Такая валютная политика, в конце концов, приведет к новой взрывной девальвации…
Про реальный курс тенге
Очень большое количество инвесторов, таким образом, сейчас зарабатывают на тенговых бумагах. Далее происходит классический биржевой "откат". Когда после высокого скачка девальвации происходит "откат" — это нормально, даже естественно, к слову, у нас этот "откат" составил 18%.
Но теперь посчитаем — доходность, которую дает высокая ключевая ставка — 10-12%, плюс 18%, в итоге получается, что государство, в лице финрегулятора, дает заработать на ровном месте порядка 30%.
При этом замечу еще один важный момент, банки заявили о том, что они в этом году остались в плюсе. Причем все. Хотя никого не кредитовали.
Я абсолютно уверен в том, что девальвация будет. Я вижу курс как минимум на той отметке, с которой начался "откат" – это 380 тенге, хотя объективно курс должен быть на отметке 440.
Про цену на нефть
Сейчас Национальный банк делает хорошую мину при плохой игре, и эта игра более страшная и опасная, чем то, что делал предыдущий глава Нацбанка Кайрат Келимбетов, при котором тенге был отпущен в свободное плавание.
Ущерб, который может нанести рынку нынешняя политика председателя Нацбанка Данияра Акишева, подменяя понятия и дезинформируя общество и президента, будет масштабным. Мы потеряем огромные деньги, хотя могли бы их не терять.
Про единую валюту
Но может быть и другой расклад — деноминация. У нас могут не пойти на объединение валют, но, чтобы скрыть девальвацию, могут провести деноминацию.
Понятно, что в короткий промежуток времени четыре девальвации народ не вынесет, и нужно будет искать другие методы и, вероятнее всего, будет предложено сокращение нулей.
Уверен, что Узбекистан вскоре проведет деноминацию, так как там ползучая девальвация еще не скоро остановится, скорее всего дойдет до уровня 6,5 – 7,5 тысяч сумов за доллар, а может и выше.
Даже проведение международной выставки ЭКСПО в Астане не сыграет никакой роли в судьбе тенге. Вопрос стоит в глобальном переделе рынка, приватизации и перераспределении активов. На низком долларе это делать очень удобно…