АСТАНА, 6 мар — Sputnik. Темп роста отечественной валюты удивил экспертов, в чем они прямо признаются. Например, Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики (ЦИПЭ) считает, что фундаментальных экономических причин, которые бы объясняли столь значительное укрепление тенге, нет.
"Да и какие могут быть причины для укрепления национальной валюты в условиях рецессии экономики?— говорит Айгазин. — Экономика впервые за 8 лет показала рост ВВП, не превышающий 1%. Это очень и очень мало".
Тот факт, что экономисты не могли внятно объяснить причин укрепления курса, ничуть не мешал тенге уверенно двигаться вверх. А теперь, когда в нашей экономике, по сути, ничего кардинально не поменялось, тенге стал слабнуть.
"Наша валюта подвержена воздействию множества факторов форс-мажорных событий не только экономического, но и политического характера, — объясняет нелогичное поведение национальной валюты экономист "Astana Best Consulting Group" Арман Байганов. – Причем внешние факторы оказывают более существенное влияние на курс тенге. Поэтому сказать с точностью до месяца, что будет с тенге, не могу, но уверен, что период роста тенге заканчивается".
Американский Федрезерв, вероятнее всего, укрепит доллар, немного подняв ключевую ставку на заседании в марте. Уже сейчас, в преддверии этого события, ситуация меняется и, увы, не в пользу тенге. Если от членов ОПЕК будут продолжать поступать плохие новости, то нефтяные котировки могут рухнуть ниже 50 долларов за баррель, что тоже очень плохо для тенге. Сейчас на рынок нефти продолжает воздействовать опубликованная в четверг статистика по добыче в России, согласно которому РФ нарастила добычу нефти на 1,9%, хотя в рамках договоренности с ОПЕК с начала 2017 года российские нефтяные компании должны были сократить добычу.
Доктор делового администрирования AlmaU, экономист Ерлан Ибрагим считает, что помимо внешних факторов на курс тенге негативно повлияла новость о решении выделить средства из Нацфонда на помощь банкам второго уровня.
"Как бы парадоксально это не звучало, но мне кажется, что ослабление курса связано с выделением 1 триллиона тенге для оказания помощи банковскому сектору страны", — говорит Ибрагим и добавляет, что тем не менее Нацбанк не допустит большой разницы в курсах рубля и тенге.