Политолог: мягкость казахстанской реформы обусловлена принципом "не навреди"

© SputnikАрхивное фото Астаны
Архивное фото Астаны - Sputnik Казахстан
Подписаться
Медленный и осторожный переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской форме правления добавит устойчивости политической системе Казахстана, так как увеличивается количество ее "опорных точек", усиливаются взаимосвязи системы

АСТАНА, 18 мар – Sputnik, Мария Шелудякова. Медленный и осторожный переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской форме правления добавит устойчивости политической системе Казахстана, так как увеличивается количество ее "опорных точек", усиливаются взаимосвязи системы, заявил директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Досым Сатпаев - Sputnik Казахстан
Сатпаев: народу "ни тепло, ни холодно" от конституционной реформы
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 10 марта подписал закон о поправках к Конституции о перераспределении полномочий между ветвями власти. Таким образом, правительство получило большую самостоятельность, роль парламента была усилена, а также была закреплена гарантия  независимости Казахстана, унитарности, его территориальной целостности и формы правления.

Поправки в Конституцию – только начало долгого процесса реформирования политической системы, отметили политологи на круглом столе в посольстве Казахстана в Москве. Некоторые эксперты  по постсоветскому пространству ранее ожидали, что реформы будут более радикальными, однако они оказались довольно мягкими.

"Мягкость реформ оправдана именно потому, что в данном случае, как в медицине, главное, не навредить. Реформы нужны, но любое резкое изменение, как показывает практика 1990-х годов, не обходится без значительных последствий. Сейчас же идет постепенное движение", – подчеркнул Журавлев.

Президента Казахстана Нурсултан Назарбаев - Sputnik Казахстан
Назарбаев о своем статусе в Конституции: это стимулирует и придает силу
Действительно, внесение поправок в Конституцию – вопрос не сиюминутный, речь идет о стратегическом развитии республики, согласились с политологом другие эксперты. По мнению Журавлева, поправки позволили сформировать "систему сдержек и противовесов в действии".  

Дмитрий Журавлев подчеркнул, что произошло именно размежевание, а не разделение полномочий между ветвями власти, и более четкое определение сфер ответственности. "Законодательство теперь исключительно монополия парламента, управление хозяйством – монополия правительства. При этом центр принятия стратегических решений, как хребет, остается. Президентская система – это власть, где главной несущей величиной является глава государства. Для начального этапа независимости такая форма была рациональной и правильной. Тогда нужно было решать чрезвычайные проблемы, а сейчас этап становления уже закончился, поэтому потребовались поправки", – объяснил он.

Совместное заседание палат парламента РК - Sputnik Казахстан
Роль Назарбаева и образованные кандидаты: что еще нового в Конституции
Реформа была проведена  в сжатые сроки – менее чем за два месяца. Многие эксперты связали поправки с возможной трансляцией власти. "Широко распространено мнение, что реформы – шаг к передаче власти. В определенных аналитических кругах такая точка зрения стала преобладающей. Мне же кажется, что это преждевременное утверждение. Совсем не обязательно, что это шаг к трансляции власти, скорее, это дополнительный шаг к большей стабилизации и устойчивости", − отметил Журавлев.

Несмотря на поправки в Конституцию, Казахстан остается государством с президентской, хотя и нетипичной формой правления, где часть кабинета министров назначает парламент, а часть президент.

Лента новостей
0