АСТАНА, 18 мар – Sputnik, Мария Шелудякова. Медленный и осторожный переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской форме правления добавит устойчивости политической системе Казахстана, так как увеличивается количество ее "опорных точек", усиливаются взаимосвязи системы, заявил директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Поправки в Конституцию – только начало долгого процесса реформирования политической системы, отметили политологи на круглом столе в посольстве Казахстана в Москве. Некоторые эксперты по постсоветскому пространству ранее ожидали, что реформы будут более радикальными, однако они оказались довольно мягкими.
"Мягкость реформ оправдана именно потому, что в данном случае, как в медицине, главное, не навредить. Реформы нужны, но любое резкое изменение, как показывает практика 1990-х годов, не обходится без значительных последствий. Сейчас же идет постепенное движение", – подчеркнул Журавлев.
Дмитрий Журавлев подчеркнул, что произошло именно размежевание, а не разделение полномочий между ветвями власти, и более четкое определение сфер ответственности. "Законодательство теперь исключительно монополия парламента, управление хозяйством – монополия правительства. При этом центр принятия стратегических решений, как хребет, остается. Президентская система – это власть, где главной несущей величиной является глава государства. Для начального этапа независимости такая форма была рациональной и правильной. Тогда нужно было решать чрезвычайные проблемы, а сейчас этап становления уже закончился, поэтому потребовались поправки", – объяснил он.
Несмотря на поправки в Конституцию, Казахстан остается государством с президентской, хотя и нетипичной формой правления, где часть кабинета министров назначает парламент, а часть президент.