АСТАНА, 14 мар — Sputnik. Одна из главных новостей дня – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назначил акимов сразу в четырех областях страны. Акимом Карагандинской области стал Ерлан Кошанов. Главой администрации Акмолинской области назначен Малик Мурзалин. Ералы Тугжанова направили в Мангистаускую область, за Северо-Казахстанскую область теперь отвечает Кумар Аксакалов.
Известный политолог Данияр Ашимбаев считает, что, судя по кулуарным слухам, в ближайшие дни, возможно, ожидается смена акимов еще нескольких областей.
– Почему часто ротации, в том числе акимов, происходят скопом, чуть ли не массово – это какая-то политическая игра на упреждение или просто так удобно?
А аким – фигура в некотором смысле более тяжеловесная. Он все-таки представитель президента и правительства в регионе, на нем большая ответственность. Если акимов менять слишком часто, население может подумать, что наверху не могут подобрать нормального руководителя, и частая смена влияет на отношение к президенту. Был случай в 1996 году, когда в Восточном Казахстане по ряду причин быстро сменились несколько акимов. Одного забрали наверх, а второй и третий уходили плохо, были скандалы определенные. И президент тогда на активе области, грубо говоря, принес населению извинения. Плохой аким может и социальный бунт спровоцировать, и политические беспорядки. Акимы были разные, но проблемы центру создавать ухитрялись достаточно большое количество акимов.
– То есть одновременные назначения – это следствие накопившихся решений?
– Пребывание, зачастую недолгое, в кресле акима – это такая школа подготовки кадров, таких крепких хозяйственников, способных решать разновекторные задачи, или что-то другое? Имею в виду не акимов Астаны и Алматы, это понятно, несколько другие должности.
Как заставить людей подчиняться, и как находить с ними общий язык? Аким должен быть и генерал-губернатором, и дипломатом. Конечно, у нас принято ориентироваться на крепких хозяйственников, но мы видим, что и из идеологической сферы, таких как Кушербаев, Тасмагамбетов получаются неплохие руководители.
– Можно ли рассматривать должность градоначальника как трамплин в политическую жизнь?
Можно рассматривать кресло акима как трамплин к премьерству или к министерству, но акимы, в принципе, сидят дольше, чем министры. И зачастую пост министра является трамплином к акимству.
– Если говорить о политических кланах. Насколько важно для них держать своих людей на постах акимов? Или это не может иметь отношения к политике?
Конечно, очень многие хотят расставить своих людей на ключевых постах. Но решение по акимам принимает президент. И ответственность за их провалы и успехи несет только сам президент.
Мне как-то жаловался один чиновник: "За нашего акима стыдно". Спрашиваю, почему. Говорит: "Понимаешь, собираются акимы областей на какое-то мероприятие: этот бывший вице-премьер, тот бывший замминистра, тот бывший член правительства, тот работал послом. А наш − аким сельского округа, начальник областного сельхозправления, замакима по сельскому хозяйству. Он человек хороший, но с ним, кроме посевной и коров, поговорить не о чем".
– В биографии Ералы Тугжанова, которого назначили на пост главы Мангистауской области, есть два примечательных пункта. Во-первых, он родился в Западно-Казахстанской области, во-вторых, работал в руководстве Комитета по делам религий, а также был в секретариате Ассамблеи народа Казахстана. Может ли означать его назначение попытку власти сбалансировать обстановку в регионе, связанную с распространением радикальных идей в регионе?
Кошанов, имея опыт публичной политики, был на одном из ключевых постов исполнительной власти. Понятно, что пересидеть четырех премьеров дано не каждому сотруднику аппарата. И хотя многие не воспринимали его в свое время всерьез, он показал, что за пост он цепко держится и поддержкой премьеров пользуется.
Аксакалов работал и в администрации президента, и в "Нур Отане".
Все четыре акима имеют важный опыт, но ни разу не были на первых ролях. Их выдвижение говорит о том, что у президента "скамейка запасных" достаточно еще широкая. Сложно говорить, что они все чьи-то. Тот же Тугжанов в Карагандинской области при Камалтине Мухамеджанове работал, в Минтрансе был замом и у Нагманова, и у Мамина. Мурзалин был замом у Мансурова, − то есть все прошли хорошую школу. Отнести их к какой-то команде, возвращаясь к одному из предыдущих вопросов, сложно.
– Может ли тот факт, что в этот регион поставили идеолога, быть признаком того, что вопрос о радикальных течениях стал ребром и власть на это реагирует?
— В регион этот всегда отправляли акимов достаточно сильных. Там были предприниматели, были нефтяники, были юристы, были политики в чистом виде. Многие проблемы были решены. Но многие были обострены в силу экономического кризиса. Зачастую нужен свежий взгляд. Если говорить о Тугжанове, и до этого говорили, что он поедет акимом, но говорили о нескольких других регионах. То, что он поехал в Актау – регион взрывоопасный – может означать, что президент решил сменить профессионального нефтяника на переговорщика и специалиста по идеологической и социальной работе. Как замакима в Карагандинской области Тугжанов курировал не только вопросы идеологии, но и вопросы культуры, образования, здравоохранения. Но, видите, сквозь призму назначения бывших акимов во многом будет видна оценка их работы. Допустим, бывший карагандинский аким стал председателем Счетного комитета.
– И тут вопрос: возможно ли оценивать назначение Кошанова акимом второстепенным фактом, а принять первостепенным уход на должность в Счетный комитет Абдибекова? Кошановым просто заняли вакантное место?
— Счетный комитет, конечно, структура важная. Но с точки зрения электоральных кампаний, общей организации работы, пост акима более ключевой. В отношении Абдибекова было немало комплиментов, было немало критики. Возглавлять Счетный комитет президент до этого ставил экономистов – Кулекеев, Мусин и другие, все имеют профильное образование. Абдибеков первый неэкономист в этой сфере, хотя в сфере экономики работал…
Место председателя Счетного комитета трагически стало вакантным несколько месяцев назад − умер Козы-Корпеш Джанбурчин, который имел большой политический потенциал. И, вероятно, президент просто решил перевести Абдибекова в Счетный комитет, поскольку структура нуждается в сильном руководстве. Абдибекову, скорее всего, нашли бы другую работу, если бы Джанбурчин не скончался.
— Какой-то вывод по всем сегодняшним назначениям вы сделали? Это целесообразная работа, на ваш взгляд?
Но ротации, насколько мы можем судить, еще не закончились. Опять же, интересно, куда будут назначены освобожденные акимы. Если речь идет о руководящих постах – их забрали на повышение. Если речь о вице-министрах, например, значит, работу не потянули.
Почему целесообразно менять руководителей? Накапливается определенная усталость, кроме того, сращивание акимов с экономическими, реже криминальными интересами.
Для того, чтобы акимы сильно не вживались, а все-таки их задача – проводить линию центра и обеспечивать выполнение определенных показателей по бюджету, по социальной стабильности − все-таки нужно периодически проводить такие "кровопускания" − приток свежей крови необходим.