АСТАНА, 3 фев – Sputnik. Елена Бережная. На очередном судебном заседании по громкому делу о смерти баскетболиста Игоря Нанаева показания суду дал свидетель, которого на предыдущих судебных заседаниях окрестили "парень в капюшоне", передает корреспондент Sputnik Казахстан.
В капюшоне – только один
Напомним, на предыдущих судебных заседаниях свидетели Даниил Кузнецов и Ботагоз Амренова рассказали суду, что в толпе, стоящей возле головы Игоря Нанаева, находился парень в темной куртке и капюшоне, который наносил удары ногой по голове баскетболиста.
В ходе следствия Кузнецов утверждал, что "он увидел, что из толпы, находящейся вблизи Нанаева, появился парень в темной куртке, который нанес два удара по голове лежащего Нанаева…".
"Вы можете утверждать, что это был тот парень, который был на видео?" — спросил процессуальный прокурор.
"Нет, не могу утверждать, но по телосложению похож", — заключил Кузнецов.
О парне в капюшоне говорила и свидетель Амренова.
"Я увидела, что Игорь лежит. Я видела, что Кайбаров пнул Игоря по голове, еще три незнакомых мне парня в темной одежде стояли возле его головы, и двое пнули Нанаева тоже в область головы. Один был в капюшоне", — давала показания суду Амренова.
При изучении видеоматериалов и свидетельских показаний выясняется, что в тот вечер возле клуба было несколько человек в темных куртках, но в капюшоне был только один человек – свидетель Рахимов. Это подтвердил на последнем судебном заседании и допрошенный в качестве свидетеля студент Бари Тулеев.
"Я не могу утверждать, что это был Рахимов, его лица я не рассмотрел. Но то, что там был только один парень в капюшоне, подтверждаю. Это абсолютно точно", — подчеркнул свидетель Тулеев.
Дело ясное, что дело темное
Мейербек Рахимов – студент 1 курса факультета физкультуры и спорта Северо-Казахстанского государственного университета им. Манаша Козыбаева. Занимается борьбой казакша курес, мастер спорта, с ноября 2016 года — чемпион Казахстана.
Из показаний свидетеля Рахимова следует, что из подсудимых он знает Динаша Кайбарова и Бауржана Макатова.
– Вы с ними в каких отношениях состояли? – задала вопрос государственный обвинитель Алия Муратова.
– Пару раз видел, — ответил Рахимов.
– Где?, — уточнила прокурор.
– В городе.
– А в университете видели?
– Бауржана видел…
– Общались?
– Нет. Я так знал их, но не общался, — подчеркнул Рахимов.
Между тем, забегая вперед, отмечу, что Рахимов, Макатов и Кайбаров – выходцы из одного района, Шал акына.
Из показаний Рахимова следует, что "в тот вечер он пришел в клуб с другом Раимбеком Алпысовым".
– Не помню, во сколько собрался идти домой, Раимбека не мог найти, вышел на улицу. На углу клуба была толпа народа, пошел посмотреть – нет ли там друга, в этот момент началась драка… Дрались Динаш и русский парень. Динаш нанес один удар, потом русский парень отбежал, все пошли за ним в ту сторону, а я постоял немного и пошел домой…, — констатировал свидетель Рахимов.
– То есть вы в ту сторону вместе со всеми не пошли?, — уточнила государственный обвинитель.
– Не знаю… Пять месяцев прошло, я не помню, — ответил Рахимов.
– Вы не забывайте, что даете показания под присягой! Постарайтесь максимально вспомнить события той ночи. Вы пошли или не пошли за толпой?, — спросила прокурор Алия Муратова.
– Вы лежащего на асфальте Нанаева видели, подходили к нему?, — уточнила прокурор.
– Нет…
– Вы где в этот момент были?
– Домой ушел, — настаивает на показаниях Рахимов.
Он подтвердил, что в тот вечер был в черной куртке с капюшоном
– По видео видно, что вы находитесь очень близко к Нанаеву и Кайбарову. В связи с чем так происходило?, — задала вопрос прокурор.
– Просто смотрел.
– Какие-либо телесные повреждения вы наносили лицу европейской национальности?— спросила государственный обвинитель.
– Нет, — ответил Рахимов.
– К Кайбарову подходили? Общались?
– Нет.
– Вы видели — один удар он нанес?— уточнила прокурор.
– Да.
Основными ответами на вопросы, заданными свидетелю в ходе судебного заседания, были – не знаю, не видел, не помню, не обращал внимания, не смотрел, было темно, было давно. Чтобы прояснить память свидетеля, была продемонстрирована запись с камер видеонаблюдения.
– "На видео четко видно, что, когда Нанаев отбегает, вы идете вместе со всеми за ним. Тут же начинается вторая серия ударов, где вы были в это время?", — задала вопрос сторона защиты.
Сторона защиты отметила следователю, что в ходе досудебного расследования свидетель Рахимов давал другие показания.
"Вот ваши показания: около трех часов ночи я потерял Раимбека, который уходил танцевать, поэтому я стал искать его по залу. Не нашел и вышел на улицу… Слева от крыльца клуба находилась группа парней, я пошел к ним, так как думал, что там может быть Раимбек. Когда подошел к краю крыльца, то чуть дальше увидел ранее малознакомого парня по имени Динаш, который общался с ранее мне не знакомым парнем европейской национальности высокого роста, как позже мне стало известно, это был Нанаев…. Я подошел к Динашу и спросил у него о произошедшем, так как видел, что поблизости находятся много парней. В ответ Динаш сказал, что все нормально. Было видно, что Динаш с Нанаевым разговаривают на повышенных тонах… Я стоял рядом с Динашем, наблюдал. В какой-то момент я увидел, что Динаш два или три раза ударил Нанаева по лицу. Нанаев отбежал в сторону, рядом происходила еще одна драка между парнем азиатской национальности и парнем европейской национальности. Увидев, что возможно произойдет серьезная драка, я сразу направился к входу в клуб, позвонил другу Раимбеку, сказал, что собираюсь домой. В ответ Раимбек сказал, что остается в клубе, после чего я направился пешком в общежитие", — зачитал показания свидетеля адвокат Аубакиров, представляющий интересы подсудимого Мендыбаева.
– Вы сейчас на суде сказали, что видели один удар… Так сколько вы видели ударов – один или два-три?— спросил адвокат.
– Точно не помню, — ответил Рахимов.
– Вы говорили, что с Динашем не разговаривали…
– Точно не помню, в тот день приехал с соревнований уставший, — настаивал Рахимов.
Адвокат Бржанова, представляющая интересы подсудимого Макатова, напомнила свидетелю, что он давали подписку, что будет говорить правду, и предупрежден об уголовной ответственности за то, что скажет неправду.
– Нет.
– Вы занимаетесь борьбой… Травмы головы получали?— спросила адвокат.
– Не знаю, нет…
– Вы настаиваете, что ко второй драке не подходили?
Я говорю всю правду
Впервые в ходе судебного разбирательства слово попросил подсудимый.
Подсудимый Бауржан Макатов спросил: "Свидетель, почему вы не договариваете? Вы подходили и видели, как я дрался с Македоновым, и вы разнимали… В момент, когда он меня отпустил, я смотрю – передо мной вы стоите. Вы меня спросили – что случилось? Я вам сказал – не знаю, что случилось. Через несколько дней мы с вами случайно встретились на Ленина (центральная улица Петропавловска — Конституции Казахстана – прим.ред.), и я вам сказал: "Спасибо, что разнял"… Разве это не так?"
– Не было такого, — утверждает Рахимов.
– Сколько времени мы с вами знакомы?— спросил подсудимый Макатов.
– С тех пор когда учились в интернате… — ответил Рахимов.
– Вы меня хорошо знаете, я вас хорошо знаю — подчеркнул Макатов.
– Я вас видел так же близко и четко, как вот сейчас этот столб вижу. Вы стояли прямо передо мной… — утверждал Макатов.
– Такого не было — парировал свидетель Рахимов.
– Я говорю всю правду – обратился подсудимый Макатов к председательствующему судье.
Сторона защиты подчеркнула, что Рахимов знаком с Кайбаровым, они выходцы из одного района.
"По видео мы видим, что вы находитесь рядом с ним… Он дерется с Нанаевым, когда они переходят на другое место, драка продолжается… У вас что нет мужской солидарности? Вы говорите, что ушли. То есть в первом эпизоде вы там стояли рядом, а потом бросили товарища и ушли… Нелогично как-то!", — подчеркнула сторона защиты.
Судья Михаил Гусев в свою очередь задал вопрос свидетелю: "Вы достаточно молоды, спортивны… Почему у вас такая слабая память?".
"Не знаю", — ответил Рахимов.
"Вы стоите рядом. Вы думаете, это не дает основание полагать, что вы стоите, чтобы оказать поддержку своему товарищу… Вы хотите сказать, что развернулись и ушли… Сейчас вы будете говорить, что ничего не помните… Суд даст оценку вашим показаниям. Вы думаете, мы просто сидим и слушаем вас, как вы ничего не помните. Есть свидетели, которые указывают, что вы были там и потом", — возмутился судья Михаил Гусев.
Свидетелю Амреновой был задан заключительный вопрос: "Вы давали показания, что парень в черной куртке в капюшоне наносил удары по голове Нанаева. Вы настаиваете на этих показаниях?".
"Да", — ответила Амренова.
"Он стоял полубоком, но куртка была та же", — ответила Амренова.
В том, какую роль сыграл в смертельной драке чемпион Казахстана по казакша курес Мейербек Рахимов, суду предстоит разобраться. Однако уже сейчас понятно, что свидетель многое не договаривает. К слову, следствие допрашивало Рахимова в качестве свидетеля, имеющего право на защиту. По сути дела, это не просто свидетель, а свидетель под подозрением, либо заподозренное лицо.
И еще один факт — после той роковой ночи Рахимов уехал на чемпионат Казахстана в Кызылорду, полиция доставила его для допроса в Петропавловск из Кокшетау, куда он приехал из Кызылорды на поезде после окончания чемпионата.