АСТАНА, 19 янв — Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске состоялось второе судебное заседание по громкому делу о смерти баскетболиста Игоря Нанаева, который в октябре 2016 года был зверски избит возле ночного клуба, передает корреспондент Sputnik Казахстан из зала суда.
Судьба отводила, но не отвела
Свои показания суду дал друг Игоря Нанаева и потерпевший по делу Александр Антропов. Антропов – баскетболист, занимается спортом с детства, около шести лет играет в профессиональной команде. С Игорем Нанаевым они были знакомы давно, больше десяти лет. Не только играли в одной команде, но и были близкими друзьями, проводили свободное время вместе, даже два года прожили под одной крышей, когда играли за команды в Алматы, Костанае.
"В тот день мы пошли в развлекательный комплекс "Парк Сити" вчетвером – я был с Игорем Нанаевым, Данилом Кузнецовым и его подругой Дарьей. Мы знали, что там будет студенческая вечеринка, и, так как сами студенты в недавнем прошлом, нам это было интересно", — отметил Антропов.
Он рассказал, что судьба как будто бы отводила их от посещения клуба в ту ночь.
"Мы долго сомневались – идти или не идти, сначала собирались, потом несколько раз передумывали, потом все-таки собрались… И мы не сразу туда попали, потому что у Игоря не было с собой удостоверения личности, и охранник его не пустил. Тогда мы вдвоем с ним поехали на такси и взяли удостоверение… Мы первый раз куда-то вышли в этом городе", — отметил Антропов.
Друзья попали в клуб около часа ночи, посидели за барной стойкой, выпили по бокалу коктейля с виски и на четверых бутылку водки 0,5 литра, потанцевали.
"До того, как вы сообщили друзьям, вы говорили о конфликте охранникам клуба? " – спросил Антропова процессуальный прокурор Азамат Жансеитов.
"Нет, я сразу пошел к друзьям, сказал, что меня ударили ни за что. Мы все вместе вышли на улицу… Мы не хотели с ними разбираться, мы вышли на улицу просто поговорить, мы адекватные люди, у нас есть язык, мы можем решить конфликт и без кулаков. Я хотел просто разобраться, из-за чего меня ударили. И я не хотел быть один среди трех агрессивных людей. Но ребята сделали так, как они сделали…", — сказал Антропов.
"Сделали как?" — уточнил прокурор.
"Растащили по сторонам и избили… Сначала я отошел с Аскеровым, он мне говорил: "Давайте не будем конфликтовать, зачем нам это надо". Он пытался погасить конфликт, и я был с ним согласен, говорил: "Да, я вообще не конфликтовал с вами, это же вы начали это все". Потом вокруг нас собрались люди, среди которых были Еламан и Макатов".
"Саня, помоги! Они меня бьют толпой!"
Антропов уточнил, что в это время Нанаев и Кузнецов стояли сзади.
"Я им сказал остаться там, просто чтобы они меня видели, чтобы я был не один, а я бы сам разобрался с конфликтом. Я не видел, как там что произошло, так как разговаривал с Аскеровым… Но через какое-то время я услышал слова Игоря: "Саня, помоги! Они меня бьют толпой". Я повернулся и увидел, как Игорь делает несколько шагов назад, возле него был Кайбаров, Мендыбаев и еще человек шесть-семь. Я бросился в сторону Игоря, но сзади меня кто-то ударил несколько раз в затылок, в голову. Я не видел, кто бьет. Я потерялся в пространстве, присел на корточки, закрыл голову руками, меня начали пинать ногами. Было несколько резких интенсивных ударов… Я почувствовал себя очень плохо, голова кружилась, у меня было шоковое состояние", — утверждает потерпевший.
Антропов вспоминает, что когда очнулся, то увидел много людей, которые стояли группами.
"А где был Кузнецов? ", — уточнил процессуальный прокурор.
"С ним какой-то коллапс получился… Я его видел только в начале, они были вместе с Игорем, потом просто не помню его, не наблюдал. Уже после я его увидел возле Игоря, когда он лежал в крови. Он тоже был в шоке…", — ответил Антропов.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, потерпевшему Александру Антропову причинен легкий вред здоровью. У него были шишки и кровоподтеки за ухом, на лице, на шее, на груди.
"Вы занимаетесь командным видом спорта, где есть понятие "чувство локтя", то есть вы и противников, и своих товарищей должны держать в поле зрения. Вы с Нанаевым были и друзья, и играли в одной команде… С момента, как вы стали получать удары, до момента, когда Игорь лежит в крови, происходит провал какой-то… Почему же выпустили из поля зрения своего товарища?", — задал вопрос председательствующий судья Михаил Гусев.
"Никто не мог тогда предположить, что так случится", — заключил друг Игоря Нанаева.
Тут помню, тут не помню…
В ходе заседания была допрошена свидетель Айгуль Каиржанова – одна из тех девушек, к которым и подошел в тот роковой вечер Александр Антропов. Впрочем, ее показания вызвали больше вопросов, чем внесли ясность. Девушка подчеркнула, что события того вечера помнит плохо, поскольку находилась в состоянии алкогольного опьянения.
По ее словам, потом она стояла в стороне. Рядом был Аскеров, подходила несколько раз Амренова.
"Я вообще плохо все помню. Я была в алкогольном состоянии, поэтому голова была опущена вниз, и я не видела, что происходит вокруг, драку или что… Я так стояла долго – около часа, пока не услышала грохот…", — утверждает свидетель.
"Да. Еще помню, что упала, мне помог подняться Аскеров. Потом ко мне подошла Амренова, мы разговаривали. Услышали шум сильный, как будто что-то падает. Как будто удар об землю. Я повернулась и увидела толпу людей, одна толпа была и другая", — сказала свидетель.
Она пояснила, что после подошла к Антропову, который сидел на земле, закрыв лицо руками. По ее словам, он был словно в бессознательном состоянии. Вместе с также подошедшим Мендыбаевым они якобы пытались его поднять. Но Антропов грубо им ответил, чтобы они от него отстали.
"Затем я пошла к Нанаеву. Он лежал на боку и хрипел. Там уже было много людей, кто-то оказывал помощь баскетболисту. Кто наносил удары Нанаеву, я не видела, так как стояла с опущенной головой. Через некоторое время подошел Антропов, держась за голову. Он дал телефон Амреновой, чтобы она вызвала скорую помощь. Потом мы на такси поехали к Мендыбаеву домой с Аскеровым и Амреновой. Там ничего не обсуждали, легли спать", — утверждает Каиржанова, и несколько раз повторила: "Я не помню честно – кто бил, что бил".
"Вам 20 лет, вы спортсменка, и получается, что у вас, что, такие отношения с алкоголем, что у вас был утерян ситуационный контроль. Такие симптомы достаточны для постановки вас на наркологический учет. Или вы нас вводите в заблуждение, что у вас час голова не могла подняться, и вы, находясь в эпицентре событий, ничего не видели", — констатировал судья Михаил Гусев.
На скамье подсудимых
Напомним, перед судом за смерть баскетболиста предстали пять человек:
- Динаш Кайбаров, 1995 года рождения, уроженец города Сергеевки района Шал акына СКО, имеет средне-специальное образование. Официально он не работает, проживает в Петропавловске. Он спортсмен, занимался боксом.
- Бауыржан Макатов, 1996 года рождения, родился в Сергеевке района Шал акына. Он студент, обучался в Северо-Казахстанском государственном университете имени М. Козыбаева, а также является кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе.
- Жанбатыр Аскеров, 1994 года рождения, родился в Петропавловске, имеет среднее специальное образование. Он выпускник колледжа искусств, занимался творчеством, вокалом.
- Адиль Мендыбаев, 1995 года рождения, родился в городе Булаево района Магжана Жумабаева СКО. Он студент 4-го курса СКГУ. Кроме того, занимался вольной борьбой.
- Олжас Еламан, 1995 года рождения, родился в селе Андреевка Мамлютского района. У него неоконченное высшее образование, он работал в развлекательном комплексе "Плазма" сотрудником службы безопасности.
Из пятерых подсудимых свою вину признал только Динаш Кайбаров, Олжас Еламан считает себя виновным только в хулиганских действиях по отношению к Антропову. Остальные вину не признают или предпочли отказаться от комментариев.
К слову, в ходе досудебного расследования первым был задержан именно 21-летний Динаш Кайбаров. И сначала в избиении спортсмена подозревался только он.