АСТАНА, 18 янв — Sputnik, Полина Корн. Скандал со срывом поставки самолета из Украины в Казахстан, за который казахстанская сторона заплатила уже 15 миллионов долларов, перешел в вялотекущую стадию. Самолет, который должен был быть поставлен в Астану сначала в октябре 2015 года, потом в ноябре 2016 года, теперь, как ожидается, прилетит в столицу Казахстана в ноябре 2017 года. Или не прилетит…
Махну серебряным тебе крылом
Договор должны были исполнить в октябре 2015 года. Согласно условиям договора в 2014 году воинская часть оплатила поставщику 15 миллионов долларов, или почти 50% стоимости всего контракта. 25% составил авансовый платеж, еще 25% были оплачены после подписания промежуточного акта о выполнении работ по изготовлению самолета. Летный и инженерно-технический составы из Казахстана в 2014 году прошли полный курс теоретического переобучения на харьковском предприятии, за что было оплачено более 200 тысяч долларов.
Однако к установленному сроку строившийся для Казахстана в Харькове самолет имел 85-процентную готовность и долететь в таком, мягко говоря, странном виде до Астаны не имел никакой возможности.
Форс-мажором стала невозможность поставок в Украину ряда авиационных приборов и деталей, которые изготавливаются в России. 24 декабря 2015 года казахстанской воинской частью было заключено дополнительное соглашение с Харьковским авиационным заводом о продлении срока поставки самолета до ноября 2016 года.
С обещанного украинской стороной срока прошло три месяца. А воз, он же самолет 85-процентной готовности, и ныне там, то есть в Украине.
Ну а денежки? А денежки потом
"На основании заключения, выданного торгово-промышленной палатой Украины о возникновении форс-мажорных обстоятельств, было заключено дополнительное соглашение на поставку самолета Ан-74Т-200А до ноября 2017 года", — сообщил Sputnik Казахстан заместитель главнокомандующего Национальной гвардией по технике и вооружению Сагатбек Нурахметов.
То есть 15 миллионов долларов, которые казахстанская сторона заплатила в виде аванса украинскому предприятию, так и остались в Незалежной вместе с недостроенным самолетом. И вернуть деньги или получить самолет у нас пока шансов крайне мало — по закону в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств поставщик освобождается от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств. А в соответствии с заключенным между казахстанской воинской частью и украинским заводом договором срок исполнения обязательств откладывается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и ликвидации их последствий.
Но кто знает, когда закончится украинско-российский форс-мажор и сколько будут ликвидировать его последствия?
Одно нас может утешить в этой ситуации. Как отметил заместитель главнокомандующего Нацгвардией, срок действия обязательств по договору не завершен. А это значит, что украинское предприятие признает свои обязательства перед казахстанской стороной. И когда-нибудь, может быть, если повезет, они эти обязательства выполнят.
Сагатбек Нурахметов заверил Sputnik Казахстан, что окончательный расчет с Харьковским государственным авиационным производственным предприятием будет произведен после поставки самолета.
"Сложившиеся обстоятельства по поставке самолета на безопасность Республики Казахстан не влияют", — подчеркнул Нурахметов.
Вопрос "Зачем тогда нужен армии такой самолет, от которого безопасность страны не зависит?" остался невыясненным…