АСТАНА, 7 окт — Sputnik, Полина Корн. Казахстан пока решил не расторгать договор с Украиной на постройку самолета, Харьковский завод-изготовитель обещал поставить АН-74 в Астану в ноябре 2016 года, сообщил Sputnik заместитель Главнокомандующего Национальной гвардией по технике и вооружению Сагатбек Нурахметов.
Так, можно сказать, если не закончился, то точно "поставлен на паузу" разгоревшийся было казахстанско-украинский конфликт из-за постройки самолета ценой без малого 30 миллионов долларов.
Небо, самолет, денежка
Стоимость самолета составила 29 миллионов 580 тысяч долларов США, в том числе цена за переобучение летного и инженерно-технического составов – 420 тысяч долларов. Договор должен был быть исполнен в октябре 2015 года, то есть уже ровно год украинский самолет должен "бороздить просторы" казахстанского неба, причем управлять им должны были наши казахстанские пилоты. И все казалось бы шло хорошо: согласно условий договора в 2014 году воинская часть оплатила поставщику 15 миллионов долларов или почти 50% стоимости всего контракта. 25% составил авансовый платеж, еще 25% были оплачены после подписания промежуточного акта о выполнении работ по изготовлению самолета. Летный и инженерно-технический состав из Казахстана в 2014 году прошли полный курс теоретического переобучения на харьковском предприятии, за что было оплачено более 200 тысяч долларов.
Во всем виноват форс-мажор
До истечения срока действия договора, а это 31 декабря 2015 года, украинской стороной было представлено экспертное заключение торгово-промышленной палаты Украины о возникновении форс-мажорных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению условий договора. И хотя прямо об истоках этого форс-мажора нигде не говорится, из украинских и российских СМИ стало известно, что речь идет о невозможности поставок на Украину ряда авиационных приборов и деталей, которые изготавливаются в России.
Проиграло ли от этого украинское предприятие? Строго говоря — нет. Ведь в соответствии с действующим законодательством, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, поставщик освобождается от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств. А в соответствии с заключенным между казахстанской воинской частью и украинским заводом срок исполнения обязательств по договору откладывается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и ликвидации их последствий.
24 декабря 2015 года казахстанской воинской частью было заключено дополнительное соглашение с Харьковским авиационным заводом о продлении срока поставки самолета до ноября 2016 года. И уже после достижения этой договоренности украинским судом в удовлетворении иска нашим военным было отказано.
"В настоящее время речь не идет о расторжении договора, так как самолет практически готов — у него 85% готовности. Более того от Харьковского авиационного завода и Государственного концерна Укроборонпром поступили гарантийные письма об имеющихся предпосылках по успешному завершению строительства самолета", — говорится в ответе на запрос Sputnik, подписанном заместителем Главнокомандующего Национальной гвардией по технике и вооружению Сагатбеком Нурахметовым.
О каких именно предпосылках идет речь осталось тайной, видимо, военной. Так же тайной является и механизм возврата заплаченных Казахстаном украинскому предприятию 15 миллионов долларов, в случае если изготовитель все-таки не сможет выполнить своих обязательств.
До "часа Х", о котором говорится в гарантийных письмах, остались считанные дни, а летать на самолете 85-процентной готовности наши летчики, думается, все-таки еще не научились…