АСТАНА, 8 дек — Sputnik. Конец СССР никто не праздновал и никто по "Союзу нерушимому" не плакал, среди людей в Москве царило оцепенение, вспоминает ночь 8 декабря 1991 года, когда были подписаны беловежские соглашения, ознаменовавшие конец некогда могущественной страны, Рафаэль Пок (Rafael Poch), корреспондент испанского издания La Vanguardia в Москве с 1988 по 2002 годы.
"Телекамеры американских каналов стремились выискать хоть какие-то проявления радости, но ничего подобного не нашли. В итоге CNN записали группу маргиналов из четырёх-пяти человек, которые танцевали под аккордеон, и передали эту новость миру. Никакой связи с реальностью. Это был мрачный и странный день", — рассказал Sputnik Mundo испанский журналист, который сегодня работает корреспондентом La Vanguardia в Париже.
Для него самым важным в этом историческом моменте стала "упущенная возможность". Пок считает, что СССР Михаила Горбачёва, президента страны в 1990 и 1991, мог "покончить с холодной войной" и открыть двадцать первому веку путь в будущее, где "международное сотрудничество" смогло бы отвечать на глобальные вызовы, такие как "глобальное потепление или неравенство".
"Запад предпочёл отказаться от этой возможности. Он посчитал распад великой державы проявлением слабости, которую следовало использовать, чтобы ворваться в однополярную утопию", добавил Пок, отметив, что это привело "к попытке доминировать на Ближнем Востоке, которая закончилась катастрофой, и к презрению дипломатии и многополярности в пользу права силы". Результатом стало "владычество хаоса", в ответе за которое был не Советский Союз, а его соперники.
Позже это ощущение сменилось "ужасной дикостью" гражданской войны, которая, в свою очередь, превратилась "царство деспотии" в эпоху сталинизма. Но после всего этого СССР защищал движения национального освобождения в странах третьего мира в шестидесятые-семидесятые годы.
"Нельзя описать советский опыт одним росчерком", считает Пок. По его мнению, глобально, из двух столпов биполярного мира СССР был "менее агрессивным".
Распад Союза стал "большим сюрпризом" для всего мира. "Никто не ожидал коллапса", уверяет он. При этом теории, что в распаде Союза замешаны внешние игроки, как "крепкая рука Рональда Рейгана", "влияние Папы Иоанна Павла II" или ставка на местных национальные элиты, журналист отвергает.
"Фундаментальной" причиной, покончившей с советским опытом, стало то, что сам правящий класс "почти не верил в социализм" и больше заботился о том, как "сделать лучше для себя", считает Пок.
Чтобы заполучить власть, "команда Бориса Ельцина должна была развалить советское супергосударство; это и произошло, потому что система проржавела ввиду критического социально-экономического положения", — заключил журналист.