В Казахстане по итогам 10 месяцев этого года выпущено более 9 тысяч легковых автомобилей и коммерческой автотехники. "В казахстанском автопроизводстве наметилась восстановительная динамика, "в 2017 году отрасль перейдет к фазе роста" – бодро отрапортовал на днях союз "КазАвтоПром", объединяющий предприятия автомобильной отрасти Казахстана. Есть ли реальный повод для оптимизма в сложной экономической ситуации? Давайте попробуем разобраться.
В динамике последние "достижения" отечественных автопредприятий уже не так привлекательны. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем выпуска автотехники с января по октябрь 2016 года сократился на 20,1%. В том числе выпуск легковых автомобилей снизился на 18,9%. Правда, производство грузовиков выросло на 7,4%. По автобусам динамика нулевая – на уровне прошлого года.
Оптимизм в аналитиков от автопрома вселила динамика октября 2016 года (-17,9% к АППП), показавшего замедление падения объемов выпуска казахстанской автотехники.
"Сегмент легковых автомобилей пока не достиг уровня 2015 года, но производство восстанавливается значительно динамичнее рынка в целом, – комментирует председатель правления "КазАвтоПрома" Олег Алферов. – Производство легковых авто по итогам 10 месяцев лишь на 18,9% уступает результатам минувшего года. Еще в первом-втором кварталах эта цифра достигала 60-70%".
И здесь уже господин Алферов не может сдержать оптимизма в прогнозах на следующий год: "В 2017 году отрасль перейдет к фазе роста – в этом нет сомнений. Но насколько устойчивым будет этот рост? Решающую роль здесь сыграет позиция государства в вопросе обеспечения доступности кредитования и предсказуемой тарифной политики".
Понятно, что главная надежда местных автосборщиков – государственная программа льготного кредитования их продукции. На нее с апреля 2015 года уже ушло 26 миллиардов тенге из Нацфонда. В октябре нынешнего года полностью освоены средства второго транша дешевых автокредитов. Теперь автомобильные предприятия надеются на очередной, третий транш.
"Изменения, внесенные в октябре 2016 года, делают программу льготного кредитования еще более привлекательной для казахстанцев, поскольку кредитный лимит увеличен с 9 до 15 миллионов тенге, а срок кредитования – с 5 до 7 лет, – подчеркивает госпожа Мирманова. – Помимо поддержки отечественной производственной индустрии, благодаря программе мы наблюдаем восстановление и банковского сектора страны".
Впрочем, не все разделяют такой оптимизм за счет бюджета.
Да и является ли льготное кредитование панацеей для автомобильных предприятий республики в нынешней экономической ситуации? Эксперты не прогнозируют увеличения покупательской способности населения РК в следующем году. Зато официальные автодилеры уже объявили о предстоящем повышении цен.
"В среднем цены на новые автомобили вырастут от 5 до 15%, – сообщает исполнительный директор компании "Астана Моторс" Антон Афонин. – Это связано с несколькими факторами – ликвидируется разрыв между первоначальной ценой на автомобили, что была несколько лет назад, ввиду того, что производители плавно поднимают цены. Вторым фактором станет прекращение льгот по НДС на автомобили, собранные в РК, начиная с 1 января 2017 года. В связи с этим цены автоматически вырастут на 12%".
Так что будущий год для автомобильной отрасти Казахстана обещает стать интересным. Вопрос лишь в том, со знаком плюс или минус?