АСТАНА, 24 ноя – Sputnik. Жительница Алматинской области Жибек Мусинова, ставшая жертвой группового изнасилования, рассказала о том, почему девушки молчат о совершенном в отношении них сексуальном насилии и почему родителям важно поддержать своих детей в этот непростой момент их жизни.
"Не бояться слова "ұят"
Жибек рассказала, что в ту роковую ночь с 13 на 14 августа ее жизнь раскололась на две части — до и после. По ее словам, после изнасилования она обратилась к полицейским, которые отпустили подозреваемых, поэтому парни смогли смыть все улики.
"Почему мы пошли в открытую борьбу, почему я заявила вот так вот открыто? Я боялась, что они уйдут от ответственности. Я теперь понимаю, почему девушки в основном молчат. Они не видят понимания, сочувствия, боятся, что их сделают виноватыми. Это общество наше: не так оделась, не в то время гуляла ", — сказала Мусинова.
Она отметила, что жертвам насилия сложно признаться окружающим в том, что произошло. И причина, по которой потерпевшие открывают свои лица – это стремление к справедливости. Мусинова также призналась, что после произошедшего ей очень помогла поддержка родных.
"У нас в семье не принято стыдиться того, что, например, не так оделась. У нас семья такая, что если кого-то из наших обидят, мы все вместе собираемся и добиваемся справедливости. Мы не боимся слова "ұят" (стыд)", — сказала она.
"Мои родители, спасибо большое моей маме, моим братьям, потому что они в тот момент для меня… Было такое ощущение, что я как будто мертва, но они меня вытащили", — добавила Жибек.
Не сдержала слез и адвокат Мусиновой – Айман Умарова. По ее словам, насильники обычно надеются на то, что жертва будет молчать.
"Когда показывали видео, Жибек из-за произошедшего была в неадекватном состоянии, еле выговаривала слова. Некоторые из подозреваемых ухмылялись. Я не смотрела в лицо Жибек, потому что я же адвокат, я боялась заплакать. Как адвокат я все это переношу через себя", — сказала Умарова.
Адвокат от государства и никакого примирения
Умарова убеждена, что государство должно предоставлять жертвам сексуального насилия гарантированную помощь в виде адвоката.
Для потерпевших важно, чтобы виновные были наказаны, добавила адвокат.
"Потому что самая большая обида начинается, когда человек и так через себя перепрыгивает, говорит об этом, а насильник остается на свободе", — сказала Умарова.
Она отметила, что Мусинова намерена требовать наказания для обвиняемых парней.
"У Жибек твердая позиция, она никого не будет прощать. Она рассказала на весь мир не для того, чтобы люди, которые издевались над ней, избежали уголовной ответственности. Она требует максимального наказания, которое возможно по закону", — добавила юрист.
Также Умарова выступает за то, чтобы исключить из законодательства норму о примирении по делам об изнасилованиях.
"Во многих делах по изнасилованиям, которые я веду, следователи говорили: "А может ты помиришься? Все будет нормально, забери деньги". То есть всячески старались подталкивать. Сначала кричали: "Да, давай напишем заявление, давай-давай. Потом какое-то время проходило, и говорили о примирении", — негодует она.
Умарова рассказала, что жертвам изнасилования после произошедшего нужно сразу обращаться в правоохранительные органы. Нельзя мыться, так как это может уничтожить важные улики. Вещественные доказательства, например, одежду, нужно сохранить и вручить следователю под расписку. Если следователь не выполняет положенных в таких случаях действий, нужно обратиться к дежурному прокурору, который работает даже ночью, заключила юрист.