В плане если не полного принятия реальности, то умения заключить с ней приятный компромисс многие добились впечатляющих успехов. И тут – бабах! – дело Наталья Слекишиной, как разорвавшаяся бомба. Упадешь, отползешь по-пластунски, голову осторожно так приподнимешь, а всё вокруг — в битом стекле хрупкого равновесия, осколках вчерашнего лицемерного благополучия, разлетевшихся цветных тряпочках иллюзий, и кровищи, кровищи-то – просто жуть сколько.
Но почему же тогда нас так тронула и так разбередила душу история Натальи Слекишиной? Почему общество почти единодушно встало на ее сторону и поверило ей, уголовной преступнице, осужденной на 8 лет за разбой? Не беремся исследовать юридические аспекты дела, пусть этим занимаются суд и прокуратура, тем более, что пытаться прогнозировать итоги любого нынешнего процесса – дело, обреченное на провал. Нас больше интересует аспект культурологический, и он, поверьте, не менее, а возможно – даже более захватывающ и интересен.
Тут надо сказать, что взаимоотношения граждан с государством все чаще описываются в бытовой разговорной речи (самой точной и бескомпромиссно отражающей суть явлений) характерным энергичным словечком "иметь". Начальник "имеет" подчиненных. Гайцы "имеют" автомобилистов. Полицейские "имеют" всех подряд: "Был бы человек, а статья найдется". В тюрьме, где власть государства сгущается до предельной концентрации, термину "иметь" порой становится тесно в его иносказательном значении. И тогда он перетекает в значение вполне себе буквальное. Изнасилование в тюрьме – это не просто сексуальный акт. Это ритуал инициации: посвящение в подчинение, в ничто, в пыль под ногами.
Что, обижает сравнение с гамадрилами? Что ж, давайте вспомним основателя социологии Макса Вебера, — тот исключительно про людей писал. В свое время Вебер как мыслитель додумался до совершенно революционного вывода, что государство – это институт, который обладает монополией на легитимное применение физического насилия. Более того, насилие государства, по Максу Веберу, это специфическая функция, которую не могут нести другие организации и общественные институты.
История Натальи Слекишиной показательна еще и тем, что это настоящий ящик Пандоры казахстанской правоохранительной системы. Еще недавно казалось — вот он, классический "fucking shame" — позорней, стыднее, гаже уж просто не бывает. Ан нет. В днище то и дело лязгает потаённая дверца и оттуда лезет нечто всё гаже и гаже, стыднее и стыднее, позорней и позорней. События разворачиваются стремительно. Потерпевшая отказывается от адвоката, потом заявляет о сильнейшем давлении и умоляет защитницу не бросать ее. Адвокат тоже заявляет, что ей угрожают. Потерпевшая беспокоится о детях, оставшихся на свободе, и просит прокуратуру обеспечить их безопасность. И зритель, зачарованный и крепко прибитый к спинке кресла, уже не в силах оторваться от тюремного триллера и только шепчет: "Да будет ли предел ЭТОМУ ВСЕМУ"?
Дело Слекишиной должно стать неким индикатором, который покажет, насколько государство (в лице его многочисленных правоохранительных институтов) готово дистанцироваться от местечковой власти самцов. Для начала, как минимум, — привлечь в качестве подозреваемых всех четверых, пусть доказывают свою невиновность в суде, как положено. Сделать это для государства – дело чести. Ведь иначе, в условиях безнаказанности, гамадрилы в погонах благополучно завершат то, что уже начали – окончательно превратят орган государственной власти в… детородный. Думается, уважающее себя государство ни в коему случае не может допустить этой позорной метаморфозы.