АСТАНА, ноя – Sputnik, Ирина Семибратова. Люди все чаще и чаще жалуются на своих страницах и в пабликах соцсетей. Большинство жалоб оправданные: люди жалуются на конкретную проблему в сфере ЖКХ, обслуживания, медицины, которая наносит большой ущерб.
Имея вредную привычку виртуальной всеядности, т.е. просматривая все подряд в интернете, после прочтения негативных записей (а если еще имел неосторожность вставить свои пять копеек) сам заражаешься злостью и обидой. В то же время, нельзя не признать, что мы одновременно и презираем такое поведение, но и сами этим грешим.
Понятно, что наша жизнь несовершенна и, к сожалению, только скандалами и публичным осуждением можно подвигнуть чиновников или иных ответственных фигур к действию. К тому же, это есть признак некоего гражданского сознания, чувства, что твое мнение важно для общества и что оно способно менять жизнь (в лучшую для себя сторону, разумеется).
Но одновременно хотелось бы узнать глубинные причины такого неприятного феномена, как жалобы в интернете. Sputnik Казахстан задал вопросы вице-президенту Ассоциации психологов РК, практикующему психологу, директору столичного Центра практической психологии "ТУМАР" Любови Федоровой.
- Любовь Александровна, объясните, пожалуйста, такой феномен: заходя в соцсети, ты словно ныряешь в поток негативных записей и комментариев от пользователей. Часть из них, безусловно, конструктивные, но уж слишком много стало, на мой взгляд, нытья по мелочам. Откуда в окружающих столько негатива?
Есть естественный негатив, который делится на конструктивный и импульсивный. Конструктивной негатив – когда человек критикует реально существующую проблему, допустим, в сфере услуг. В этом варианте пользователи ищут решение, т.е. они не просто поделились плохим настроением, а как бы спросили: что делать?
При импульсивном негативе, человек чаще всего преувеличивают некоторые нехорошие стороны. Бывает, что сам стереотип поведения – это вымогательство. Этот человек вечно жалуется, ноет, таких обычно называют нытиками. По большому счету, он – вымогатель, т.е., вызывая у себя отрицательные эмоции, получает от окружающих психологическую поддержку, пусть даже в интернете. И если в социуме ему как бы неловко, то в виртуальном пространстве он иногда даже под вымышленным именем и чужим аватаром жалуется, и получает, таким образом, поддержку в переписке.
Чаще всего вокруг негатива накручивается словно бы клубок колючей проволоки: люди активно вступают в обсуждения, потому что у каждого есть своя колючка в душе, и начинается…
- Почему люди не могут просто "проглотить" какие-то мелкие обиды, смириться и забыть о них?
- Может, люди сейчас стали более психологически слабыми, разболтанными, что их настолько легко вывести из себя? Ведь зачастую реакция несоразмерна ситуации.
Действительно, негативные эмоции зачастую неадекватны, по отношению к самой ситуации. Люди часто склонны преувеличивать. Это происходит в связи с тем, что современный человек страдает от неадекватной самооценки – или заниженной, или завышенной. Мы разучились себя адекватно воспринимать в связи с тем, что нам со всех сторон кричат: беги! достигай успеха! Не достиг – ты никто. Мы потеряли адекватную самооценку. Единицы людей воспринимают себя такими, какие они есть.
Иногда у человека есть дар от природы – ценить себя, но не переоценивать. Тем не менее, большая часть проблем, связанная с негативом – это наши неоправданные ожидания и неадекватная самооценка. Кстати, троллят в интернете чаще те, у кого заниженная самооценка.
Потом, у нас не просто адекватная самооценка – мы болезненно воспринимаем успех других, потому что успех другого как бы говорит нам, что мы – никто. Нам сложно сказать, что мы завидуем, нам проще сказать, что честным путем это не заработаешь. Как мужчина реагируют на женщину, которая едет в дорогом авто? Мягко говоря, что она не сама заработала. Это, опять же, низкая самооценка.
Но, если углубляться еще дальше, то истинная причина – это реклама. Последние двадцать лет навязывается образ успешности, который неразрывно связан с финансовым благополучием и даже изобилием, телесной красотой, высокой должностью и восхищением окружающих. Без этого мы не мыслим себе счастья.
- Какой совет можно дать пользователям, чтобы адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в соцсетях?
Вряд ли кто-то неподготовленный будет пользоваться в проблемных ситуациях техниками медитации или анализировать происходящее.
И тогда самая простая и легкая рекомендация – прежде, чем что-либо написать в интернет, напишите это на листе бумаги. После того, как написали – прочтите. Сделайте хороший выдох и подумайте, какие эмоции это вызовет у окружающих и для чего это вам?
Почти всегда, после того, как вы напишете от руки на листе о том, что вызвало внутри вас негативное состояние, желание печатать это в интернете пропадает. Затем лист можно порвать, выбросить, сжечь. Но переложить на бумагу свои мысли, не стесняясь в выражениях – это самое простое. И обязательно нужно громко и с силой выдохнуть негатив, который вы раньше "вдохнули" в себя.
Если проделав все вышесказанное, потребность поделиться этим в интернете осталась, то что же, пишите, выплескивайте свой негатив.