АСТАНА, 6 окт – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов в четверг предложил переключить весь карательный потенциал высшего надзорного органа страны на чиновничество, которое "кошмарит" бизнес.
В армии не служил? Для бизнеса негоден!
Эта сложная система взаимоотношений ("бизнес-органы власти") иногда напоминает театр абсурда, некоторые особо "выдающиеся" сцены которого попытался воспроизвести на коллегии заместитель генпрокурора Марат Ахметжанов. Начал он с самого веселого примера, когда у 700 (!) сельских предпринимателей в Жамбылской области чиновники требовали для выдачи техпаспортов на сельхозтехнику одобрения из … военкоматов.
Почему именно с северо-западной стороны? А Бог его знает: генпрокурор Жакип Асанов на коллегии тоже жаждал получить ответ на этот вопрос у "сектантов" из СЭС, но те молчали, как Кибальчиши на допросе у буржуинов. Видимо, в какие-то давние, еще языческие времена именно эта часть помещения в Казахстане была наиболее неотапливаемой – и потому идеально подходила не только для приготовления холодных блюд, но и для их последующего хранения.
А язычество из нашего человека, а в особенности – чиновника, каленым железом не вытравишь – вот оно и дает знать о себе в самых неожиданных и неподходящих местах. В тех же самых санитарных нормах содержится запрет на продажу общепитом тортов "нарезками или частями". И это правильно – замкнутый круг торта символизирует целостность и нерушимость окружающей чиновника среды, посягать на которые – святотатство, кощунство и ересь, которое должно безжалостно предаваться административной анафеме.
Каста засланных казачков
"Нет четких критериев для внеплановых проверок, мы выяснили, что половина из них проводятся по обращениям граждан. Жалобы потребителей составили лишь треть, 37% инициировали сами госкорганы, а остальные 36% писали те, чьи права никак не затрагивали деятельность бизнесменов. Из этого можно сделать вывод, что госконтроль используется для устранения конкурентов либо для оказания давления на бизнес. Доходит до того, что госорганы сами создают ТОО, чтобы мониторить предпринимателей для их последующей проверки!", — сказал Марат Ахметжанов.
Страна должна знать своих героев!
Коллегия шла два часа, при этом перечисление грехов тяжких святой государственной инквизиции не прекращалось ни на одну ее минуту. Генеральный прокурор вначале комментировал каждый из них по отдельности, но потом, видимо, понял, что если так продолжать и дальше, никакого регламента не хватит. И решил высказаться, так сказать, оптом, в конце, осветив сразу два извечных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?".
"Мы должны истинных героев знать, кто за всем этим стоит, — обратился он к своему заместителю, озвучившему доклад. — И надо дать оценку каждому этому человеку, этому чиновнику: он хочет исправить ситуацию и не успевает, он безграмотный непрофессионал или он вообще этого не хочет делать? Там есть административные должности, есть корпус А, есть политические должности. В следующий раз я хотел бы видеть конкретных людей: курирующий вице-министр, председатель комитета, отдел. Давайте разбираться точечно", — заявил генпрокурор.
И добавил, что, по его мнению, ничего страшного не случится, если по результатам такой именной проверки половина штата того или иного госоргана будет уволено "по отрицательным мотивам". Такая практика, по мнению генпрокурора, будет хорошим уроком для уцелевших сотрудников такого госоргана, поскольку "пока личной ответственности каждого не будет, в том числе и того, что значится в корпусе А и кто является политическим, ничего не будет".
Генпрокурор не исключил, что за проверками бизнеса без оснований стоят "заказы конкурентов" и "давление госорганов на предпринимателей" с корыстными целями.
"Мы будем четко, до последнего заявления принципиально разбираться: кем они направлены и почему, кто их инициировал, кого хотели увести от уголовной ответственности или оказать давление на бизнес. Будет дана правовая оценка по всем фактам", — пообещал он представителям госорганов, участвовавших в коллегии.
Последние последовали примеру СЭС – и молчали по фэнь-шую, каждый в своем уголке зала. Осталось дождаться, когда надзорный орган объявит первые свои оргвыводы по чиновничьей "секте"…