АСТАНА, 4 окт – Sputnik. В национальной компании "Қазақстан темір жолы" (КТЖ), превратившейся в последнее время в полноценный транспортно-логистический холдинг, рассчитывают резко увеличить количество контейнерных перевозок между Китаем и Европой транзитом через Казахстан, сообщил во вторник вице-президент нацкомпании Еркин Жусанбаев.
"В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия – Европа превысит уровень 2011 года в сто раз, к 2020 году мы рассчитываем довести этот объем до 800 тысяч контейнеров", — сказал Жусанбаев в ходе XIII форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России во вторник.
"Потеря (объемов – прим. Ред.) связана с макроэкономической ситуацией, но с общим снижением перевозок с участием Казахстана и России достигнут существенный рост в контейнерных транзитных перевозках в направлении в КНР и из КНР", — заметил вице-президент.
По его словам, этот парадокс связан с целым комплексом долгосрочных и краткосрочных факторов. Из краткосрочных факторов следует выделить общее снижение потребительского спроса и ценовую конъюнктуру на сырьевых рынках, приводящих к снижению транспортировки этих грузов.
А вот долгосрочные факторы играют на руку контейнерным и мультимодальным перевозкам. Речь идет о переходе потребителей на новые экологические уклады, снижение материалоемкости производства, появлении новых видов материалов и технологий – все это меняет структуру потребления, и, соответственно, и транспортировку традиционных грузов.
Административные препоны устранены
В этой связи в Казахстане с прошлого года были законодательно урегулированы вопросы, связанные с контейнерными перевозками, что позволяет услугодателям предоставлять гибкие услуги и высокий уровень сервиса. Также была сформирована законодательная база для осуществления смешанных перевозок, позволяющая осуществлять перевозки различными видами транспорта по единой транспортной накладной.
"Сейчас проводится работа, чтобы предусмотреть в новой редакции таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза возможность таможенного администрирования смешанных перевозок, чтобы не приходилось при каждой перевалке заново осуществлять таможенные процедуры", — добавил представитель КТЖ.
Помимо законодательного обеспечения отрасли, причины роста нового сегмента заключаются также в модернизации транспортно-логистического комплекса и концентрации ключевых логистических активов страны в КТЖ.
"В Казахстане построено 2,5 тысячи километров железнодорожных линий, формирующих новую архитектуру транспортных коридоров в направлениях восток – запад и север – юг. В настоящее время реализуются проекты по расширению пропускной способности магистральной железнодорожной сети, развитию сети автомобильных дорог и портовой инфраструктуры на Каспии. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры в период с 2010 по 2020 годы составляет около 34 миллиардов долларов, из которых на сегодня освоено уже 23 миллиарда", — напомнил Жусанбаев.
Транзитные коридоры = логистические центры
Сейчас же нацкомпания в партнерстве с частным сектором активно формирует сеть транспортно-логистических центров, причем не только внутри страны: так, в 2014 году компания разместила терминальную инфраструктуру на восточном побережье Китая, в порту Ляньюньгань.
В прошлом же году был введен в эксплуатацию крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр в Астане, в конце года аналогичный центр будет запущен в Шымкенте, в среднесрочной перспективе планируется строительство таких центров в Актобе, Усть-Каменогорске, Актау и ряде других городов.
"Каждый из них будет включать в себя склады временного хранения, холодильные овощехранилища, оказывать услуги стелажного хранения – оказывать весь спектр услуг", — пообещал вице-президент КТЖ.
По его словам, формирование внутренней сети таких складов обеспечит удовлетворение потребностей в современных логистических мощностях не только Казахстана, но и регионов сопредельных с ним стран.
"Разворачивание таких центров вдоль транзитных коридоров направлено на создание условий для роста высокодоходного контейнерного трафика. Наша стратегия предусматривает строительство таких центров и развитие терминального сервиса в Китае, в странах Центральной Азии, в Турции, в странах Персидского залива", — добавил Жусанбаев.
"Хоргос-Восточные ворота", созданный на границе Казахстана и Китая: с учетом интенсивного развития центральных и западных регионов Китая и тесного торгово-экономического сотрудничества России и КНР, разворачивание на территории Хоргоса российского бизнеса позволит последнему оптимизировать логистические цепочки с покрытием регионов России, Казахстана, а также стран Центральной Азии. Вице-президент же нацкомпании заверил, что КТЖ готово предоставить российским партнерам необходимые условия инфраструктуры, логистический сервис, а также сервисы для транспортировки грузов из Сибири, Урала, в регионы Центральной Азии и Западного Китая – и в обратном направлении.