АСТАНА, 20 сен — Sputnik, Елена Бережная. Железнодорожная станция Петропавловск — уникальная, так как целиком и полностью, со всей железнодорожной инфраструктурой, относится к Южно-Уральской железной дороге ОАО "Российские железные дороги". То есть российская станция действует на территории другого государства — Республики Казахстан, обеспечивая как транзитные пассажирские и грузовые перевозки российских железных дорог, так и внутриказахстанские пассажирские и грузовые перевозки.
Положение "станции и вокзала для двоих" имеет как свои плюсы, так и минусы для обеих сторон, но, главное, неизменно рождает разговоры о недопустимости нахождения "государства в государстве".
Резать по живому
До некоторого времени Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги в городе действительно напоминало отдельное государство. В прилегающем к вокзалу микрорайоне действовали свои детские сады и школа для детей из семей горожан, работавших на железной дороге, дом культуры железнодорожников, стадион "Локомотив", больница и профилакторий, свои жилые дома, общежития, даже собственная телефонная станция и инженерные коммуникации.
На предприятиях петропавловского отделения дороги работает порядка пяти тысяч человек. Никто из них даже мысли об изменении собственника станции Петропавловск старается не допускать.
"Понимаете, что-то менять сегодня — это буквально резать по живому. Работа станции, направления, пассажиро- и грузопоток — все это отрабатывалось десятилетиями, все налажено и работает как часы. Ломать данную систему — чревато большими проблемами для обеих сторон. Если данный участок железной дороги станет казахстанским, то Россия, несомненно, построит обходную дорогу, и тогда через Петропавловск будет ходить считанное количество поездов. Железнодорожники останутся без работы, да и город многое потеряет, в частности налоги", — объясняет железнодорожник Александр Матвеев.
Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги, действительно крупнейший налогоплательщик, стабильно и своевременно производит все отчисления в бюджет. Вдвое превышающая среднюю по РК заработная плата и полный пакет социальных гарантий делают предприятие одним из самых привлекательных работодателей региона.
Выгодно всем!
Как рассказал в интервью Sputnik юрист, депутат Петропавловского городского маслихата Павел Афанасьев, между Казахстаном и Россией в сфере функционирования вокзалов и всего железнодорожного транспорта на территориях друг друга существует довольно обширное законодательство и целый блок международных договоров.
На примере Петропавловска это означает, что земля, занятая объектами российского железнодорожного транспорта и всеми необходимыми ему коммуникациями, находится в аренде у Российской Федерации. Арендной платой является встречная передача Казахстану в аренду земель железнодорожного транспорта в России. При этом размеры арендной платы обеих сторон признаются равными.
"То есть размер аренды Российской Федерацией казахстанской земли в городе Петропавловске равен размеру аренды Казахстаном российской земли на станциях Илецк и Локоть, которые находятся на территории России, но под управлением Казахстанской железной дороги, соответственно на западе и востоке Казахстана", — пояснил Афанасьев.
"Нет смысла и перспектив их в настоящее время каким-либо образом пересматривать и изменять. Стороны нуждаются друг в друге, их отношения взаимовыгодны, а особенности единого имущественного комплекса, некогда принадлежащего СССР и ныне доставшегося по наследству нашим странам, не позволяют сейчас "резать по живому", делить вокзалы и железнодорожные пути и ветки, не нарушив тем самым их общий ритм работы и производственные циклы", — подчеркнул он.
Об этом же неоднократно заявлял министр по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек.
"Данная ситуация взаимовыгодна с точки зрения оптимальности маршрутов как для Казахстана, так и России. Например, чтобы попасть в Уральск, мы из Актюбинска направляемся через Илецк Российской Федерации. С советского времени эта станция была казахстанской. Петропавловск остается на российском участке дороге, потому что это участок Транссибирской магистрали", — объяснял ранее министр.
Билет в один конец
Впрочем, тот факт, что станция Петропавловск со всей железнодорожной инфраструктурой относится к Южно-Уральской железной дороге, доставляет некоторым пассажирам определенные неудобства.
С одной стороны, на вокзале Петропавловска можно без всяких проблем купить билет и уехать в любой город Российской Федерации, как и купить здесь билет с посадкой на любой станции РФ (учитывая, что область граничит с тремя регионами России, это очень удобно). Можно на вокзале купить и билеты по казахстанским направлениям. Но с другой стороны, в Петропавловске, например, никогда нельзя было сдать билеты, купленные в другом казахстанском городе на поезда АО "КТЖ", а приобретая билеты на железнодорожном вокзале на такие поезда с других станций, приходилось переплачивать с несколько раз. Частные же кассы за каждый проданный билет берут комиссионный сбор в размере 400 тенге.
Впрочем, в августе этого года данная проблема была решена — в Петропавловске открылась железнодорожная билетная касса АО "НК "Қазақстан темір жолы".
Но больше всего проблем возникает у пассажиров с так называемыми электронными билетами, купленными онлайн: если они куплены на сайте Российских железных дорог, то в кассе вокзала Петропавловска их без проблем распечатают, если же на казахстанских сайтах — внутри российского вокзала их распечатать нельзя.
"Проблему распечатки билетов на вокзале Петропавловска профильное министерство обещает решить уже давно. Обещали хотя бы поставить "машины" для распечатки тикетов, купленных онлайн, а воз и ныне там. У меня был случай, когда я пришел на петропавловский вокзал с электронным билетом, чтобы распечатать на кассе, но отказали, потому что он был куплен на сайте КТЖ. Время отправления было позднее. Проводник билет в смартфоне не принял. Пришлось доплачивать отдельно, чтобы утром успеть на работу в Астану. Года три ездил и брал билеты туда-обратно на сайте, сразу распечатывал на столичном вокзале. Конечно, это неудобно", — рассказал пассажир Саби Байбусинов.
В билетных кассах вокзала Петропавловска объясняют, что с электронными билетами по российским направлениям проблем не возникает — их даже распечатывать не нужно, можно просто показать билет в смартфоне.
Все проблемы решаемы!
Сетуют пассажиры и на то, что на вокзале Петропавловска действует московское время, из-за чего нужно прибавлять мысленно три часа, чтобы не опоздать на поезд.
"У нас российская станция, поэтому и время отправления из Петропавловска указывается московское, действующее на всех российских железных дорогах. Не думаем, что это причиняет большие неудобства пассажирам. При продаже билета мы неоднократно повторяем, что время московское, прибавьте три часа, обращаем на это внимание пассажира. К тому же если пассажир следует до российской станции, то время прибытия указывается общепринятое московское, а если до казахстанской станции, то время прибытия указывается по казахстанскому времени. Запутаться сложно", — отмечают в билетных кассах вокзала.
Кстати… Перрон железнодорожного вокзала Петропавловска, который был построен еще в 1895 году, когда-то славился своей красотой и необычностью на весь Советский Союз. Пассажиры транзитных поездов просили будить их даже ночью, чтобы посмотреть на чудо, созданное местным садоводом-декоратором Василием Осиповым. Знатоки утверждали, что на всем протяжении Транссибирской магистрали от Владивостока до Москвы такого чуда больше не увидишь.
Осипов, работая в тридцатые годы в клубе железнодорожной станции, восстановил два ближайших заброшенных палисадника. После этого его взяли на должность садовода-художника вокзала, начальник которого попросил мастера так озеленить территорию, чтобы Петропавловский вокзал стал лучше всех.