АСТАНА, 30 сен – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Правительство Казахстана в ходе реформирования налогового законодательства намерено максимально сократить количество налоговых "индивидуальных" льгот, действующих в стране в отношении отдельных предприятий.
О благих намерениях кабинета министров в пятницу на круглом столе по грядущим изменениям в налоговое законодательство рассказал министр национальной экономики республики Куандык Бишимбаев. Основным тезисом выступления министра можно было считать намерение правительства "вовлечь в оборот" как можно больше крупных налогоплательщиков, коими можно считать бизнесменов различного калибра, за счет устранения льготных лазеек и предложения бизнесу выйти из тени за счет понятного и посильного для него налогообложения.
Лобби на два триллиона тенге в год
За налоговые льготы казахстанское правительство намеревалось взяться давно – с первой волной кризиса 2008-2010 годов в министерстве финансов, которым руководил тогда нынешний глава Банка развития Казахстана Болат Жамишев, начались разговоры о том, что налоговые льготы в стране носят несистемный характер. То есть, из двух предприятий с абсолютно идентичным положением на рынке одно может иметь преференции, а второе – нет.
"По налоговым льготам — мы теряем порядка двух триллионов тенге (в год – прим. ред.), — заявил Бишимбаев в пятницу. — Вот просто общая оценка по всем льготам, которые у нас сегодня в стране предоставляются. Мы еще больше теряем, потому, что у нас очень много людей вообще не регистрируются для постановки на учет по НДС. Будем все эти льготы приводить в соответствие с международными стандартами. Все нестандартные льготы, которые кто-то когда-то пролоббировал, мы хотим, честно говоря, из Налогового кодекса изъять".
Тем не менее, кое-какие преференции кое-кто получит. В частности, не будет облагаться налогами доставка товаров по железной дороге до морского порта Актау — этот отрезок пути будет считаться частью международной перевозки. Для потенциальных недропользователей предусмотрено непризнание доходом суммы вознаграждения по инвестиционному финансированию в случае отсутствия коммерческого обнаружения полезных ископаемых.
Кроме того, при покупке национальным оператором в сфере газа и газоснабжения товарного газа от недропользователей по цене, установленной государством, то есть ниже себестоимости, предусмотрено определение дохода недропользователя по фактической цене реализации без привязки к себестоимости добычи газа.
Всем выйти из тени!
Другое устремление налоговой реформы – увеличить количество налогоплательщиков. В этой связи, в частности, правительство намерено поэтапно снизить пороговое значение для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.
Одновременно устраивать шок для мелкого бизнеса, которому при одновременном снижении порога придется оббивать пороги налоговых для постановки на учет и перестраивать бухгалтерию, никто не хочет. Поэтому, как заверил Бишимбаев, в целях предотвращения резкого увеличения административной нагрузки на малый и средний бизнес пороговое значение для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость будет снижаться поэтапно.
"По 2017 год включительно будет сохраняться действующее минимальное пороговое значение — 30 тысяч МРП, с дальнейшим поэтапным снижением. Кроме того, в Налоговом кодексе будет восстановлена норма по добровольной постановке на учет по НДС", — пояснил министр.
"Аналогичное освобождение действует в России и Белоруссии", — сказал Бишимбаев, пояснив, что это сделает казахстанский алкоголь более конкурентоспособным, а бюджет получит дополнительно около 20 миллиардов тенге в год.
При этом Бишимбаев подчеркнул, что инициатива поднять акцизы на готовую продукцию, но при этом снизить акцизы на этиловый спирт и на то, что используется в производстве, исходило от Ассоциации производителей алкогольной продукции. Глава Миннацэкономики призвал все бизнес-ассоциации активнее участвовать в дальнейшем обсуждении налоговых новелл до их попадания в стены парламента.