АСТАНА, 27 сен – Sputnik, Асем Миржекеева. Государственное обвинение попросило суд приговорить Сейтказы Матаева к шести годам и восьми месяцам лишения свободы, а Асета Матаева — к шести годам колонии общего режима. Причем с конфискацией имущества, в числе которого здание Дома журналистов в Астане. В свою очередь, глава Союза журналистов заявил, что не намерен просить прощения ни у кого, никому ничем не обязан и обещал никому не мстить.
Первой в суде выступила сторона обвинения, которая запросила для отца и сына Матаевых реальные сроки с последующей конфискацией имущества. Сейтказы Матаев обвиняется по статьям 177 часть 4 пункт "б", 190 часть 4 пункт 2 УК РК (Мошенничество), а также статье 245 часть 3 УК РК (Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций). Его сын Асет Матаев обвиняется по статье 190 часть 4 пункт 2 УК РК (Мошенничество).
Прокурор Ержан Куракбаев заявил в суде, что в период с 2010 по 2015 годы Сейтказы и Асет Матаевы похитили бюджетные средства комитета в сфере государственного закупа в особо крупном размере на общую сумму 169 миллионов тенге. Также, по версии гособвинения, Матаев уклонился от уплаты налогов в бюджет, не предоставив декларацию.
"Вина подсудимых установлена в полном объеме. Окончательно назначить Сейтказы Матаеву шесть лет и восемь месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с конфискацией имущества и с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью пять лет. Асету Матаеву назначить шесть лет лишения свободы в колонии общего режима", — заявил прокурор Ержан Куракбаев.
Кроме того, сторона обвинения просит суд конфисковать движимое и недвижимое имущество подсудимых в доход государства.
"Здание и земельный участок, расположенный по адресу Астана, Есильский район, улица Орынбор, дом 8. Нежилое помещение, расположенное в Астане, в Есильском районе, улица Орынбор, квартира 7. Здание, расположенное в Алматы, по улице Фурманова, дом 122, квартира 7, нежилое помещение, расположенное по адресу в Алматы, в Медеуском районе. Также квартира, расположенная в Алматы. Автомашины: Toyota Camry, Toyota Landcruiser и Lexus LX 570, принадлежащие Матаеву Асету", — зачитал список Куракбаев.
Еще на прошлой неделе председательствующий судья тактично попросил покинуть зал операторов, которые просто хотели "дать живую картинку" к репортажам своих журналистов. Вероятно, поэтому на этот раз, когда судебное разбирательство вышло на финишную прямую, ни одного представителя телевизионных каналов в зале не было: не комильфо давать зрителям кадры с телевизора пресс-зала. Но даже та немногочисленная журналистская братия, которая время от времени освещает "дело Матаевых", оживилась, когда глава Союза журналистов привстал с места.
Молчание не золото
Матаев начал свою речь с того, что очень долго молчал и ждал момента, когда у него появится возможность выразить свое мнение о происходящем с ним и его сыном.
"Хочу сказать, что у меня нет никакой тревоги… Говорят же, что от тюрьмы и от сумы не уйдешь", — начал Матаев.
"Все построено на домыслах, предположениях. Ни одного факта, что Матаев с сыном похитили денег, у вас нет. Вы найдите офшорную компанию, где хранились деньги, или что я машину купил, что я кому-то взятку дал или откат?.. Ничего нет. Разве так можно строить доказательства?", — возмутился подсудимый.
Пользуясь случаем, Сейтказы Матаев вновь заявил, что он и его сын не виноваты.
"Вину мы не признали, не признаем и не будем признавать никогда. Это большой грех — признаваться в том, чего не делали и в чем не виноват", — заявил Матаев.
При этом он категорически заявил, что "как некоторые, не будет просить прощения".
"Думаете, что с обвинительным приговором я упаду на колени и буду просить прощения?— Никогда в жизни. Я никому в этой жизни ничего не должен, кроме своих родителей. И ни у кого просить прощения не собираюсь. Есть еще высший суд, все мы к нему придем. Вы об этом думайте, думайте о своих детях, внуках. Я не говорю, что я вас проклинаю, нет. И мстить я никому не буду", — завершил речь на прениях сторон Сейтказы Матаев.
Предположительно, уже на следующей неделе в громком процессе над главой Союза журналистов суд поставит точку. Оглашение приговора назначено на 3 октября.