АСТАНА, 27 сен — Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске функционирует единственный в Казахстане ансамбль спортивных бальных танцев, в котором танцуют пары, не слышащие музыки…
Глухие танцоры творят на сцене настоящие чудеса, никого не оставляя равнодушными и каждым своим выступлением доказывая, что в жизни нет ничего невозможного. Корреспондент Sputnik побывала в гостях у уникального коллектива "Sensitive".
Слушая тишину
Участники ансамбля бального танца "Sensitive", что в переводе означает "чувственный", — воспитанники и выпускники североказахстанской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушениями слуха. Эти ребята не слышат музыки, но прекрасно танцуют.
Сегодня в составе ансамбля более 30 участников от 7 до 20 лет. Большинство из них – тотально глухие ребята. Три пары: Евгений Кузьмин и Яна Дружкова, Артем Радица и Екатерина Воропаева, Павел Ткаченко и Айнур Саинова – на сегодняшний день являются основным составом ансамбля, покорившего зрителей не только в Петропавловске и в Казахстане, но и в разных уголках мира. С победами в серьезных международных конкурсах – гран-при и первыми местами — ребята возвращались из России, Болгарии, Италии и Испании.
Руководитель ансамбля Ольга Ростовщикова, которая попала в "страну глухих" случайно, вспоминает, как создавался коллектив.
"10 лет назад я окончила отделение хореографии колледжа искусств, и меня пригласили на должность педагога дополнительного образования в областную специальную школу-интернат для детей с нарушением слуха. Моя миссия заключалась в том, чтобы создать ансамбль спортивно-бальных танцев. Сказать, что было сложно, значит – ничего не сказать… Было все – сомнения, а справлюсь ли, страх не понять и быть непонятой, растерянность. Сначала я не могла себе представить, как эти ребята будут танцевать, не слыша музыки, и как я найду с ними общий язык", — признается Ольга.
Тем более что до этого к языку жестов Ольга никакого отношения не имела. Освоить навыки бальных танцев нелегко и здоровым людям, а здесь в прямом смысле все надо было объяснять на пальцах, отрабатывать технику, ритм, пластику, темп… Но Ольга взяла себя в руки и вспомнила свои тренировки, основной подход в которых – визуальный.
"Когда я училась, мы становились за руководителем и повторяли за ним движения. Мы с моими воспитанниками стали делать то же самое. В процессе тренировок ребята учили меня языку жестов, а я их языку тела. И со временем всё стало получаться. Когда делали новый танец, то включали музыку погромче, прикладывали ладони к колонкам, чтобы "услышать тишину", превратить ее в музыку. Танцевали с босыми ногами, чтобы ребята почувствовали басы и вибрацию, а я отсчитывала ритм пальцами", — делится Ольга Ростовщикова секретами мастерства.
Сегодня, спустя 10 лет, у ансамбля есть уже свои поклонники и заслуженные награды. Но и сейчас руководитель продолжает дирижировать выступлениями своего коллектива, стоя перед сценой. Такое взаимодействие руководителя и танцоров производит неизгладимое впечатление. Кажется, в огромном зале есть только три пары и их дирижер, а вокруг — полная тишина.
И невозможное – возможно!
Ольга отмечает, что не относится к своим воспитанникам как к инвалидам.
Руководитель ансамбля вспоминает, что сначала они принимали участие только в городских конкурсах, потом в областных, надолго задержались на республиканском уровне, а потом поняли – нужен рост, мотивация.
"Мы попробовали и выступили в России, а потом нас пригласили в Болгарию, на фестиваль народной культуры, искусства и ремесел "Славянский путь". Не верилось, что мы туда попадем, но чудеса случаются! Там мы завоевали первое место, а через год вновь свой успех повторили", — рассказывает Ольга Ростовщикова.
Помимо болгарских триумфов в копилке "Sensitive" первые места в конкурсе-фестивале "Inclusive Dance" (г.Москва), гран-при на международном фестивале народного творчества и культуры "Танысу" в Сан-Марино, гран-при и два первых места на международном конкурсе-фестивале "Под небом Испании", который проходил этим летом в городе Льорет-де-Мар.
"После того, как мы в декабре прошлого года в Сан-Марино на международном конкурсе завоевали гран-при, к нам стали поступать различные предложения от организаторов мировых танцевальных состязаний. Меня пригласили принять участие в симпозиуме с мастер-классом и докладом о том, как я учу глухих детей танцевать бальные танцы, и даже предлагали работать в университете города Болонья. От этого я отказалась, ведь у меня семья, близкие и любимая работа в Казахстане, как я могу уехать… А на симпозиум запланировала поехать в следующем году вместе со своим воспитанником Артемом Радица. Он хочет поступить в университет в Болонье, где есть хореографическое отделение для инвалидов", — делится планами Ольга.
Столь смелые планы тотально глухого парня, который сейчас учится в выпускном 12-м классе школы, еще одно доказательство того, что в этом коллективе не признают ограничивающих возможности планок.
Окно в жизнь
Большинство ребят в ансамбле – из простых семей, многие – из деревень. Не секрет, что у глухих выпускников перспективы в жизни не отличаются богатством выбора: парни идут работать на стройку, девушки устраиваются посудомойками в кафе, кто-то уезжает обратно в родное село.
Ольга Ростовщикова рассказывает, что многие ее воспитанники нашли себя и неплохо устроились в жизни.
"Ансамбль стал пропуском в интересную творческую жизнь для Ромы Иванова. Он стал танцором и хореографом в студии балета и классики в Астане. Этим нельзя не гордиться!", — отмечает Ольга.
И продолжает: "Рома Белый сейчас работает на железной дороге, Элина Мессерле оканчивает университет по специальности "организатор праздников", Настя Соловьева преподает акробатику. Нынешний солист ансамбля Женя Кузьмин – работает программистом… Все мои ребята рядом, мы общаемся, не теряем друг друга. Как ни пафосно это звучит, но мы – одна большая дружная семья!".
Мечта о театре
Общая мечта этой большой семьи – открытие профессионального театра танца для неслышащих танцоров и актеров.
"50 лет назад в Москве открылся Театр мимики и жеста — первый в мире профессиональный театр актеров с проблемами слуха. Слава о нем прогремела на всю страну. Он поборол предрассудки и закрепил за неслышащими артистами право выступать на большой сцене. Несколько лет назад в российской столице появилось еще два подобных театра – "Недослов" и "Синематографъ". Казахстанцы о подобном театре мечтают давно, но… Все упирается в финансирование. Финансовый вопрос остро стоит и для нашего ансамбля. Перед каждой поездкой — хождение по спонсорам, спасибо им, помогают. Спасибо и руководству области за финансовую поддержку. Но так мечтается, что мы все-таки когда-нибудь сможем открыть свой театр для глухих, чтобы у моих ребят была зарплата, и они могли зарабатывать, делая любимое дело, а не уходить из коллектива, чтобы заработать себе на жизнь… Очень хочется верить, что наша общая мечта сбудется! Ведь и, казалось бы, невозможное – все-таки возможно!", — заключила Ольга Ростовщикова.