АСТАНА, 20 сен — Sputnik, Полина Корн. Выход на промышленную эксплуатацию месторождения Кашаган может сдержать рост мировых цен на нефть, считают аналитики BofA Merrill Lynch Global Research.
Кашагана бояться — нефть не добывать
В преддверии встречи представителей нефтедобывающих стран в Алжире в конце сентября, риски вокруг объемов поставок нефти опять выходят на первый план, отмечают эксперты. Повлиять на рост поставок и, тем самым отложить восстановление цены, могут ряд обстоятельств, причем одновременно.
Не так страшен старт, как его малюют
Старт крупнейшего разведанного в мире за последние 50 лет нефтяного месторождения переносился уже столько раз, что и припомнить сложно. Начатая с помпой добыча на нем из-за утечки газа была остановлена ровно через две недели после старта — в сентябре 2013 года. Больше года ушло на устранение, казалось бы, всех недоделок и почти сразу после возобновления добычи в октябре 2013 года… была обнаружена другая утечка. Проведенный на этот раз, хочется надеяться, тщательный анализ выявил наличие многочисленных микротрещин в трубопроводе, появившихся в результате воздействия на металл попутного газа с высоким содержанием серы. Оператор проекта, консорциум North Caspian Operating Co (NCOC), в апреле 2014 года подтвердил необходимость полной замены газопровода и нефтепровода на месторождении, общая протяженность которых составляет около 200 километров.
Дай миллион!
Правительство поставило задачу увеличить добычу нефти по итогам года до 75 миллионов тонн, против 74 миллионов, планировавшихся ранее. Откуда взяться дополнительному миллиону не совсем понятно, точнее — совсем не понятно. Но Кашаган должен казне дать хоть что-нибудь. Должен! Иначе в бюджете страны концы с концами могут и не сойтись. Правда, если прогнозы аналитиков BofA Merrill Lynch Global Research оправдаются, то нефть Кашагана не станет "бальзамом на раны" нашего бюджета: ведь военным, учителям, врачам, пенсионерам и другим получателям бюджетных денег нужна не нефть, а вырученные от ее продажи тенге. А их-то с вводом в строй Кашагана станет не больше, а как это не парадоксально, меньше. Так надо ли в этой ситуации спешить с вводом в строй этого несчастливого месторождения? Или это уже вопрос не экономики проекта, а принципа?..
Сомнений в том, что старт проекта на этот раз состоится в октябре 2016 почти что нет. Насколько он будет успешным — вопрос открытый. Но уповать при этом и нефтяникам, и всем нам нужно на ситуацию в других нефтедобывающих странах — Венесуэле, Китае, Ираке, Бразилии и США.
Это даже хорошо, что пока нам плохо
Китайское производство нефти уже сократилось на 10% в августе, что хуже, чем были прогнозы аналитиков. Недостаток инвестиций в существующие месторождения может привести к снижению добычи нефти в Бразилии. Будет падать, по оценке экспертов, и добыча нефти в США, что приведет к расширению дефицита на рынке нефти в 2018 году. Добыча в Ираке может снизиться на 100-300 тысяч баррелей в день (сейчас 4,35 миллиона) в зависимости от геополитической ситуации на севере страны в следующем году.
Аналитики предупреждают, что сокращение глобального уровня капитальных вложений в нефтяной и газовой сферах на 40% может повлечь за собой множество сюрпризов в следующем году. И стало быть, тут-то нефть Кашагана нам как раз и пригодится.