АСТАНА, 9 сен – Sputnik. Смена премьер-министра Казахстана, произошедшая буквально с началом политического сезона, не была неожиданной, гораздо больше интереса вызвала новая должность экс-главы Кабмина Карима Масимова, который получил статус главного "чекиста" страны.
"В нынешней политической системе перемещение премьер-министра не играет никакой роли для самой системы. Отставка Масимова, по крайней мере, для людей, владеющих информационным полем, вряд ли была неожиданной. Фигуру такого рода, а он является неким тяжеловесом, можно убрать с поста премьер-министра, но не менее сложная задача найти ему подходящее место", — сказал политолог Досым Сатпаев в интервью Sputnik.
Почему ушел Масимов?
По мнению Сатпаева, причины все те же и не менялись за последние годы: сложная экономическая обстановка, неэффективная реализация государственных программ, несовершенный бюрократический аппарат, не способный эффективно построить работу.
"Как день сурка, премьеры уходят и приходят, а проблемы остаются прежними", — констатировал политолог.
Не понижение
Рассуждая о том, какое кресло мог занять Масимов при нынешнем кадровом сценарии, должность главы спецслужб наиболее подходящая для "тяжеловеса", каким он является.
Политолог предположил, что открытость Масимова обществу, какую он демонстрировал в последнее время, может положительно сказаться на работе спецслужб – экс-премьер, в частности, был одним из первых и точно самым активным ньюсмейкером социальных сетей среди казахстанской политической элиты.
"Хочется надеться, что коммуникации Карим Масимов привнесет и туда, попробует что-то изменить, внести коррективы. Я считаю, что для него лично, перемещение на пост председателя КНБ — это хороший вариант. Он будет иметь доступ к президенту, пусть и не такой частый. Но с другой стороной, президент доверил Масимову орган, который занимается государственными секретами, это тоже показатель", — заметил Сатпаев.
Он также подчеркнул, что борьба с экстремизмом и терроризмом без активного взаимодействия с обществом "будет абсолютно неэффективной мерой". Сложно предположить, что новый председатель КНБ сам будет столь же активно "чатиться" в соцсетях, как это было до сих пор – статус главного "чекиста" страны к этому не располагает. Но вот вероятность того, что от своих новых подчиненных Масимов будет требовать широко использовать соцсети в качестве эффективного инструмента для обратной связи с обществом, весьма велика.
Перемен, мы ждем перемен
"Хочется верить, что назначение такого тяжеловеса, как Карим Масимов в КНБ должно за собой влечь содержательные изменения. Не просто потому, что он на всех должностях проработал и ему нечего предложить. В это хочется верить меньше всего. Все-таки КНБ нужна реформа", — полагает Сарым.
"Судя по тому, что после 2011 года мы все еще находимся в состоянии повторяющихся терактов, то все (в системе спецслужбы) нуждается в том, чтобы что-то сделать, менять и реформировать", — добавил он.
Одновременно он признал, что новое назначение Масимова "было абсолютно неожиданно", в том числе, вероятно, и для высокопоставленных чиновников. "Другие позиции озвучивались и неоднократно. Эта должность даже в порядке бреда не озвучивалась", — заметил Сарым.
"Будем мерить, как это обычно, первыми ста днями, когда ознакомится с положением дел, познакомится со структурными подразделениями. Наверное, он должен выступить с каким-то весомым комментарием в пределах, не подвергающих нацбезопасность опасности, когда скажет, чем он намерен заниматься на этом посту", — подытожил эксперт разговор о Масимове.
Преемственность победила
В Казахстане, где смена премьер-министров происходит каждые несколько лет, по мнению Сатпаева, так и не смогли модернизировать бюрократический аппарат.
"Можно менять премьеров как перчатки, а бюрократический аппарат оставить прежним, итог один и тот же. Проблема Масимова, что бюрократический аппарат при нем не смогли настроить на правильную и эффективную работу. Причем эта "черная метка" была при всех наших премьерах", — полагает эксперт.
Назначение первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева главой Кабмина он оценивает как преемственность, о которой часто говорит глава государства, касаясь вопросов ротации кадров.
"Да, он знает всю внутреннюю кухню. И зачем ставить нового человека? Созданные при Масимове программы никуда не делись и они долгосрочные", — отметил эксперт.
С ним солидарен и Айдос Сарым, у которого назначение Сагинтаева премьером удивления не вызвало — в отличие от назначения Масимова на пост главы КНБ.
"Последние несколько дней я уже говорил, что с вероятностью 99,9% будет назначен Сагинтаев. Его назначение было ожидаемым, логичным. Укладывается в концепцию кадровой политики, которую вел президент страны. Он прогонял человека через разные ступени госслужбы. Среди номинантов на эту должность, на мой взгляд, он более подготовленный кандидат был", — прокомментировал политолог.
Говоря о задачах нового премьера, он упомянул о необходимости придать новую динамику работе правительства.
"Последние год-полтора правительство занималось чем угодно, но только не содержательной работой. Оно проводило реформы, как это не надо проводить, к чему привела череда земельных митингов и прочих акций протеста", — напомнил Сарым.
"Мне кажется, как показали события последних месяцев от участия общества в процессе подготовки решения и гласных обсуждений выиграют все. И это повышает доверие общества и бизнеса к власти, к госаппарату. Такая гласность, готовность выслушивать даже тех, кто тебе неприятен, порождает атмосферу доверия и в целом улучшает принимаемые решения и их качество", — заметил эксперт.
Он не исключил, что такая перезагрузка правительства будет способствовать "появлению новой энергии и витка сотрудничества общества и власти, общества и государства".
"Если это будет учтено, у Сагинтаева есть шансы стать деятельным премьером из числа тех, которые пытались что-то делать или шли в правильном направлении", — заключил Сарым.
Отметим, что Сагинтаев работал с Масимовым бок о бок с первых дней "второго пришествия" последнего в кресло главы правительства в 2014 году. И с первых дней этой работы совмещал должность министра регионального развития с должностью первого зама Масимова. А после "исчезновения" министерства регионального развития свой статус второго человека в Кабмине Сагинтаев сохранил. Так что его в полном смысле можно считать идеальным вариантом с точки зрения преемственности и продолжения курса прежнего премьера.
В конце концов, не так давно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя слухи о возможности масштабных пертурбаций в кабинете министров, заметил, что работой Кабмина удовлетворен – а значит, и менять его состав не видит смысла. С тех пор, видимо, оценка президентом работы правительства не поменялась – иначе на пост премьера не был бы назначен человек, который вместе с Масимовым проводил два года один и тот же курс, и менять его явно не собирается. По крайней мере, кардинально.