АСТАНА, 8 сен – Sputnik. Карим Масимов — "двукратный" глава правительства Казахстана — вновь покидает свой кабинет в Доме правительства в Астане. Новым местом работы самого "долгоиграющего" премьера (в общей сложности Масимов возглавлял Кабмин около семи лет) довольно неожиданно стал Комитет национальной безопасности. Но пока вспомним прошлое…
Этапы большого пути
При всей открытости Карима Масимова в его официальной биографии есть "белые пятна" и необъясненные пока нестыковки. Достоверно известно, что родился Масимов в 1965 году в Целинограде, ныне столица Казахстана Астана, в 1982 году окончил республиканскую физико-математическую школу-интернат в Алма-Ате. Затем, согласно официальной биографии, Масимов окончил Пекинский институт языка (где проучился один год), юридический институт Уханьского университета (КНР) (тоже год), Казахскую государственную академию управления по специальности "финансы и кредит", проходил стажировку в Колумбийском университете США по программе топ-менеджмента. Про базовое образование Масимова официальная биография почему-то умалчивает.
Но вот на официальном сайте Российского университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы в разделе "Выдающиеся выпускники" Масимов значится как выпускник 1988 года факультета экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальности "юриспруденция". А все остальные вышеперечисленные ВУЗы идут под разделом "постдипломное образование".
Известно также, что 1999 году Масимов окончил докторантуру в Московской государственной технологической академии и в том же году защитил докторскую диссертацию по теме "Проблемы формирования промышленности Республики Казахстан и пути их решения (теория и практика)".
Масимов – и это достоверно — свободно владеет китайским, арабским, английским языками – большая редкость для нашего политико-экономического истеблишмента.
Трудовую деятельность будущий премьер, опять же по официальным данным, начал в возрасте 26 лет начальником отдела в министерстве труда Казахстана.
Позже работал в казахстанских коммерческих структурах в Китае и Гонконге, был председателем правления "Алматинского торгово-финансового банка", и.о. предправления "Туранбанка", председателем правления "Народного сберегательного банка Казахстана". В 2000—2001 был назначен на должность министра транспорта и коммуникаций Казахстана.
Затем стал заместителем премьер-министра, помощником президента Казахстана, министром экономики и бюджетного планирования.
И, наконец, с 2007 по 2012 годы Масимов возглавил правительство Казахстана. После отставки с поста главы правительства Масимов пересел в кабинет в Акорде и в 2012—2014 был руководителем администрации президента, а с января 2014 года еще и исполнял обязанности Госсекретаря Республики Казахстан.
2 апреля 2014 в самый пик мировой экономической турбулентности состоялось "второе пришествие" Масимова в исполнительную власть, он был вновь назначен премьер-министром Казахстана, с, кажется, прочно приставшим к нему ярлыком антикризисного менеджера. Казахстанцы отреагировали на возвращение Карима Кажмукановича в правительство дружным флеш-мобом в соцсетях под названием "усы Масимова", в рамках которого и молоденькие мальчики, и зрелые мужи, и даже хорошенькие девушки выложили в личных аккаунтах свои фотографии с нарисованными усами.
Сухой остаток
Способности антикризисного управленца за Масимовым признают даже явные недоброжелатели, которых, надо признать, у него немало в самых разных (и даже очень высоких!) сферах. Но, если отбросить досужие домыслы, то в сухом остатке останется то, что сделал (или не сделал) наш герой для страны и ее граждан в непростое время, когда он стоял у руля исполнительной власти.
Достаточно вспомнить, что именно на "правление" Карима Кажимкановича пришелся кризис ипотечного кредитования и долевого строительства, когда оставшиеся в одночасье и без денег и без жилья дольщики и ипотечники выходили на митинги протеста, приковывали себя наручниками к дверям официальных учреждений и вообще всячески пытались обратить на свои проблемы внимание властей. Карим Масимов объявил тогда о "ручном режиме" управления экономикой, и государство, распечатав Нацфонд, вошло со своим капиталом в четыре ведущих банка страны, выкупив у каждого фининститута часть акций. Это позволило достроить замороженное жилье и, пусть и с опозданием, вручить ключи от новых квартир дольщикам. Правда, не всем. Те, кто строил не одну, а две-три-четыре квартиры, что называется "пролетели", государство помогло получить только "одно жилье в одни руки". В стране заработало электронное правительство, центры обслуживания населения, начались прямые интернет-трансляции с заседаний правительства, министры стали пользоваться планшетами, завели аккаунты в соцсетях и, практически, напрямую вышли на "связь с народом".
При Масимове Казахстану удалось увеличить свою долю в проекте Кашаган и приобрести долю в Карачаганаке, вернуть другие нефтедобывающие активы и три нефтеперерабатывающих завода, что обошлось, мягко говоря, недешево. Но теперь, когда цена на нефть опустилась до критических величин, активы эти сильно упали в цене, и что делать с ними государству не совсем понятно.
Именно в период правительства Масимова, на который выпал, напомню, мировой финансовый кризис, обострились социальные конфликты. Затяжная забастовка нефтяников в Мангистауской области окончилась трагедией — в День независимости в Жанаозене вспыхнули массовые беспорядки, погибли люди, было введено чрезвычайное положение.
Правительству Масимова пришлось принимать непопулярное решение об отпуске тенге в свободное плаванье, когда нацвалюта сразу "похудела" в 2-2,5 раза, что, понятно, не добавило Кариму Кажимкановичу сторонников. И, наконец, последние "земельные волнения", вызванные недостатками Земельного кодекса и недостаточной информационной работой с населением, так же пришлись на период правительства Масимова.
О, спорт, ты — мир
Масимов активно увлекается спортом, его специализация — тайский бокс, горные и беговые лыжи, альпинизм и гольф. Он является президентом федерации тайского бокса Республики Казахстан, вице-президентом Всемирной Ассоциации муай тай (WMC), президентом Азиатской Федерации муай тай (FAMA), вице-президентом Международной Федерации муай тай (IFMA). Карим Кажимканович — активный участник всех марафонов и велопробегов, которые с завидной регулярностью проводятся в Астане в последнее время. Он совершает утренние пробежки даже во время зарубежных командировок и выкладывает видео со своих забегов в сеть.
А когда во время одной из велопрогулок Карима Масимова уличили в нарушении правил дорожного движения, премьер честно заплатил штраф и отчитался через свой аккаунт в Instagram перед гражданами. "Законы и правила для всех одинаковы. И для Премьера на велосипеде тоже", — написал тогда премьер, приложив скриншот квитанции об оплате штрафа.
Масимов вообще "ввел в моду" среди истеблишмента соцсети и здоровый образ жизни. Но новая должность вряд ли предоставит возможность ему сохранять такую же "интернет-активность". И марафоны с велопробегами, скорей всего, теперь для нового председателя КНБ будут "под эмбарго". Вряд ли глава спецслужб может бежать наравне со всеми по улицам столицы или разъезжать на велосипеде по пригородным трассам. Теперь он будет "бороться за мир" другими способами.
Казахстан, долгие годы бывший "островом стабильности", в последнее время столкнулся с целой серией террористических атак. Нетрадиционные религиозные течения легко находят здесь своих последователей. Решить возникающий ворох проблем в этой сфере до сих пор не удалось ни одному главе КНБ. И, возможно, антикризисный талант Масимова сыграет здесь свою решающую роль…