06:30 24 Октября 2021
Прямой эфир
  • USD426.32
  • EUR496.24
  • RUB6.04
Общество
Получить короткую ссылку
232 0 0

По данным Минздрава, в стране сложилась практика, что некоторые лаборатории работают с особо опасными патогенами, не имея на то соответствующего разрешения

НУР-СУЛТАН, 16 сен — Sputnik. Вице-министр здравоохранения - главный государственный санитарный врач Казахстана Ерлан Киясов презентовал в мажилисе законопроект "О биологической безопасности Республики Казахстан" и сопутствующий проект по вопросам биологической безопасности.

Киясов напомнил, что президент Казахстана поручил законодательно урегулировать вопросы обеспечения биологической безопасности в стране.

Поправки нового закона решают ряд проблем, существующих в сфере. Одна из них - неэффективный госконтроль субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биоагентами.

По словам санврача, сейчас у уполномоченных органов нет возможности своевременно проводить профилактику биоугроз. Это связано с низким охватом проверок и уведомительным порядком госконтроля.

"Практика госконтроля за прошедшие годы показала, что недобросовестные лаборатории осуществляют свою деятельность с особо опасными патогенами, не имея на то соответствующего разрешения. Зачастую такие лаборатории в силу общих требований к проведению проверок знают о дате намечаемой проверки и уничтожают неразрешенные к обращению биоагенты до посещения госинспектора", – отметил он.

Основным законопроектом предусмотрено распределение объектов госконтроля в зависимости от биорисков, а также внедрение механизма оперативного реагирования в случае возникновения биоугроз.

Сопутствующим законопроектом исключается предварительное уведомление о предстоящей проверке организаций, осуществляющих обращение с биоагентами I и II групп патогенности, что позволит заблаговременно выявлять и предотвращать биоугрозы на опасных биообъектах.

Какие недоработки есть в действующем законе

Основными угрозами биобезопасности являются:

  1. ЧС, воздействующие на потенциально опасные биообъекты;
  2. выявление особо опасного инфекционного заболевания;
  3. рост уровня заболеваемости и смертности от инфекций;
  4. нарушение требований по обращению с ПБА;
  5. акты терроризма и (или) диверсии;
  6. устойчивость ПБА к воздействию лекарственных, химических и биологических средств;
  7. дефицит квалифицированных кадров;
  8. неконтролируемая миграция населения и животных и другие.

В действующем законодательстве, по словам Киясова, существует ряд проблем, не позволяющих обеспечить биобезопасность граждан на должном уровне, к которым относятся:

  • отсутствие стратегического планирования;
  • отсутствие единого учета данных, их анализа и оценки рисков;
  • неэффективная разрешительная система;
  • неэффективный госконтроль;
  • низкая ответственность;
  • слабая обеспеченность лабораторной базы;
  • дефицит квалифицированных специалистов;
  • разрозненность госорганов, регулирующих обращение патогенных биологических агентов.
"Сегодня биобезопасность регулируется в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Минздравом, в области ветеринарии, карантина растений - Минсельхозом, и науки - Минобразования, деятельность которых не координируется, а также отсутствует взаимодействие в рамках госрегулирования", – сообщил вице-министр.

Он пояснил, что при этом биобезопасность в зависимости от масштаба биоугроз, процесса обращения патогенных биоагентов, а также подведомственности субъектов по их обращению, относится также к компетенции органа национальной безопасности, уполномоченных органов в области обороны, экспортного контроля, охраны окружающей среды, гражданской защиты и внутренних дел. Эти госорганы уже сейчас ведут регулирование своих подведомственных лабораторий.

Основные новеллы закона

Законопроектом предлагается ввести системную и последовательную реализацию госполитики в области биобезопасности путем включения стратегических направлений и задач по обеспечению биобезопасности в стратегию национальной безопасности Казахстана, путем разработки унифицированных нормативных правовых актов и нормативных технических документов.

Кроме того, основным законопроектом предусматривается определение координирующего органа в области биобезопасности и государственных органов (13 уполномоченных органов), обеспечивающих биологическую безопасность с установлением соответствующей компетенции для них и подотчетности координирующему органу. Новыми поправками предусмотрено разграничение полномочий трех основных министерств, задействованных в сфере биобезопасности в соответствии с их компетенцией – это области здравоохранения, ветеринарии, образования и науки.

Иностранцы в построенной США лаборатории в Алматы не работают

Ситуативная координация осуществляется путем закрепления координирующих госорганов, курирующих вопросы охраны президента, противодействия терроризму, гражданской защиты, военной безопасности.

Вопросы создания и совершенствования системы учета и мониторинга законопроектом урегулированы посредством введения единой государственной информационной системы, в которую будут стекаться данные профильных госорганов о регулировании обращения микроорганизмов (выданные разрешения, результаты госконтроля, оценка биорисков). Эта информация, о словам Киясова, позволит анализировать и прогнозировать текущую эпидситуацию, и своевременно принимать соответствующие меры по ликвидации биоугроз.

"В рамках данной информсистемы предполагается ведение реестров патогенных биоагентов, опасных биологических объектов и специалистов, работающих и планирующих работать в сфере биобезопасности. В реализацию указанных механизмов предусмотрена разработка единых правил учета и мониторинга обращения опасных патогенов", – отметил он.

Также предлагается внедрить систему управления биологическими рисками в каждом профильном госоргане и на потенциально опасных биологических объектах через категоризацию оценки биорисков и введение обязательств по снижению рисков с контролем их исполнения.

Законопроектом предусмотрена категоризация разрешения по опасным объектам и видам патогенных биоагентов. Таким образом, госорганы получат полноценный учет и контроль деятельности с опасными возбудителями инфекционных заболеваний.

Кроме того, учитывая эпидситуацию в стране, сопутствующим законопроектом предлагается ввести лицензирование услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Почему в Казахстане нет лабораторий по редактированию человеческой ДНК

Также Ерлан Киясов указал на отсутствие в национальной системе стандартизации международных стандартов, регулирующих деятельность и оснащенность лабораторий по обращению опасных патогенов. Это не позволяет обеспечить полноценную биологическую защиту населения и специалистов в рамках деятельности таких лабораторий.

Сейчас функционируют гослаборатории, которые созданы в советское время по стандартам того времени и требуют капитального ремонта и дооснащения необходимым оборудованием либо строительства новых объектов. Аналогичная проблема и по частным лабораториям.

"Дефицит квалифицированных кадров в области биобезопасности обусловлен неэффективной образовательной системой, в частности отсутствием в образовательной программе вопросов биологической безопасности, а также оттоком квалифицированных кадров в частный сектор ввиду недостаточности мер социальной поддержки и мотивации для них в госсекторе", - уточнил вице-министр.

В законопроекте обеспечение готовности служб к противодействию биологическим угрозам осуществляется путем:

1) повышения социальной защиты сотрудников государственных предприятий и государственных учреждений, осуществляющих обращение с особо опасными патогенами;

2) формирования кадрового резерва квалифицированных специалистов с возможностью их мобилизации;

3) приведения в соответствие с международными стандартами материально-технического оснащения действующих лабораторий и строительства новых.

Также вводится унификация требований путем утверждения критериев отнесения биоагентов к опасным и утверждения их перечня с учетом классификации, основанной на международном опыте.

Предусматривается систематизация национальных и рабочих коллекций патогенных биоагентов, а также систематизация общих требований для субъектов, осуществляющих обращение с ними.

Какие расходы предстоят бюджету

Проектом закона предусматривается расходы на 2022-2024 годы на общую сумму более 25 миллиардов тенге по трем основным профильным министерствам; Минздрав - 23,4 миллиарда тенге, Минсельхоз и Минобразования – по 1,1 миллиарда тенге.

Законопроект О биологической безопасности Республики Казахстан" состоит из 8 глав и 32 статей. Сопутствующий законопроект предусматривает внесение изменений в 13 законодательных актов.

Законопроекты предусматривают шестимесячный переходный период для введения в действие, а также дополнительно шесть месяцев для оформления и переоформления разрешений на обращение с патогенными биоагентами и на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Глава ВОЗ допустил утечку коронавируса из лаборатории

Загрузка...

Главные темы