НУР-СУЛТАН, 22 апр — Sputnik. Депутат сената Талгат Мусабаев заявил о необходимости вернуть государству функции надзора и контроля в сфере авиации.
Сенатор отметил, что во всем цивилизованном мире госфункции сертификации, контроля и надзора в гражданской авиации разделены между разными госорганами. Это делается, чтобы исключить самоуправство, коррупционную составляющую, превышение и злоупотребление полномочиями при выполнении госфункций. Тогда как в Казахстане законодательно государственные функции по сертификации, надзору и контролю в авиации закреплены за комитетом гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.
"Однако, фактически внутренними документами, эти государственные функции переданы субъекту коммерции – АО "Авиационная администрация Казахстана". Таким образом, КГА самоустранился от исполнения возложенных на него госфункций. Хочу особо подчеркнуть тот факт, что важные госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации нашей страны переданы иностранному гражданину. В настоящее время КГА фактически является органом без этих госфункций, что ставит вопрос вообще целесообразности этого комитета", - назвал проблему сенатор.
Нелетный 2020-й год: в Казахстане выявлено 5 тысяч нарушений в работе авиакомпаний
Талгат Мусабаев подчеркнул, что безопасность полетов в стране – вопрос национальной безопасности граждан. По этой причине, по мнению Мусабаева, правительству необходимо вернуть госфункции по надзору и контролю в гражданской авиации в профильный комитет.
За АО "Авиационная администрация Казахстана" депутат предложил оставить функции по сертификации или же придать компании статус государственного органа, со всеми вытекающими законодательными последствиями и ответственностью.
Кроме того, Мусабаев отметил, что необходимо рассмотреть передачу расследований авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации в министерство по чрезвычайным ситуациям или в независимые международные региональные органы расследования.
Авиационная администрация Казахстана выявила нарушения в работе авиакомпании Qazaq Air
Парламентарий подчеркнул, что в случае непринятия этих мер казахстанцы могут снова стать свидетелями череды авиационных происшествий и инцидентов, несущих тяжелые последствия.
Напомним, в конце декабря 2019 года пассажирский самолет авиакомпании Bek Air потерпел крушение близ Алматы почти сразу после взлета. Воздушное судно врезалось в бетонное ограждение и раскололось на две части. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, позже скончался второй пилот. Всего на борту самолета находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Авиационная администрация Казахстана приостановила действие сертификата эксплуатанта и сертификатов летной годности Bek Air по причине того, что за последние годы в авиакомпании произошли два крупных происшествия.