НУР-СУЛТАН, 26 янв — Sputnik. Прошедший год был нелегким для всех сфер деятельности. Например, он едва не поставил крест на всемирно известном цирке дю Солей: летом 2020 года компания стояла на грани банкротства после того, как свыше 40 ее шоу оказались закрыты из-за локдауна. К счастью, в ноябре стало известно, что цирк сменил владельцев и сумел решить свои финансовые проблемы. А вот как трудности отразились на казахстанских цирках и столичном океанариуме, читайте в материале Sputnik Казахстан.
О бедных животных замолвите слово
В августе Алматинский цирк просил помощи с кормом для животных. Цирк закрылся из-за локдауна, а значит, не было и денег от продажи билетов: именно на них раньше закупали корма для зверей. Как выяснилось, первые карантинные полгода питомцы держались за счет заранее заготовленных кормов, но вот и их запасы начали подходить к концу.
Потом проблему с кормом удалось решить с помощью господдержки: средства выделил городской акимат, который продолжает помогать и по сей день, рассказал корреспонденту Sputnik Казахстан директор Алматинского цирка Нурбакыт Бокебаев.
"Раньше акимат города оплачивал нам только фонд оплаты труда. Охрану, коммунальные расходы, содержание животных - верблюдов, лошадей, медведей, собак, кошек, коз – все это мы закрывали за счет своих средств, за счет продажи билетов. И когда дохода у нас не было, нас поддержал акимат", - рассказал Бокебаев.
Директор уверяет, что локдаун никак не повлиял на коллектив артистов - все они продолжают тренировки.
Сокращение штата не коснулось и другого государственного цирка - столичного. Единственное, что расстраивает директора цирка Нур-Султана Ерика Жолжаксынова, - это отмена гастролей.
"Мы не можем на гастроли выехать, не можем пригласить коллег по творчеству. Гости наши из зарубежных стран тоже не могут приехать. В остальном все у нас хорошо. Просто чуть-чуть надо подождать", - сказал директор.
Жолжаксынов отмечает, что у животных в его цирке нет проблем с кормом, а штат исправно получает ежемесячную зарплату.
Адаптируйся и выживай
Труднее пришлось артистам, которые работают на себя: например, известный в Казахстане клоун Мурат Мутурганов до пандемии занимался передвижным цирком-шапито, работу которого пришлось остановить. На время распрощаться с любимой профессией пришлось и некоторым коллегам Мурата: кто-то во время локдауна работал водителем такси, кто-то - доставщиком еды, некоторые устроились охранниками.
"Почему про нас забыли?": артисты казахстанских цирков бьют тревогу
"Многие артисты сменили деятельность, но только на время локдауна. Это не значит, что они бросили свою профессию. Они сейчас временно подрабатывают где-то еще, пока нашу деятельность не разрешат вновь", - рассказал Мутурганов.
Самому Мурату удалось подстроиться под изменившиеся реалии и перейти на новый формат работы.
"Мы поняли, что нужно двигаться дальше, и создали онлайн-платформу по обучению детей фокусам. Это развивает моторику, память, внимательность, мозговую деятельность. Также есть небольшой офлайн-кружок (до пяти детей), где мы обучаем фокусам, жонглированию, гимнастике и акробатике", - продолжил клоун.
На безрыбье
На проблемы с финансами пожаловался и директор первого в Казахстане океанариума Азимбек Амантай. Комплекс Ailand, в который входит океанариум, был полностью закрыт с марта по сентябрь, после чего центру разрешили работать лишь по будням в ограниченном режиме. Что катастрофическим образом сказалось на посещаемости и доходах.
"Представьте себе, сколько месяцев комплекс просидел, не зарабатывая ни копейки денег! Сейчас мы ежемесячно недополучаем доход в размере от 60 до 80%. То есть в лучшем случае мы получаем 40% от того, что было, в худшем случае - всего 20%. А расходы у нас остаются постоянными – это коммунальные услуги, зарплаты, содержание океанариума. Например, только на корм у нас может уходить до 700 тысяч тенге в день. Наш главный доход зависит от посещаемости. Но сейчас этой посещаемости нет", - рассказал Sputnik Казахстан Амантай.
Ситуацию усложняет кредит, взятый на развитие комплекса в 2017 году. Деньги потратили на реконструкцию: установку колеса обозрения высотой 65 метров, строительство крытого аквапарка площадью 8,5 тысячи квадратных метров. Кроме того, из центра ушли многие арендаторы, работа которых была связана с деятельностью комплекса. Однако трудная финансовая ситуация никак не повлияла на количество рыб, заверил директор.
"Не было такого, чтобы за период локдауна у нас был какой-то массовый падеж. Штучно, конечно, где-то бывают потери, но массового падежа нет. В принципе, локдаун рыбы пережили нормально", - продолжает Амантай.
Теперь центр Ailand надеется на помощь государства в виде послабления по налогам. Ранее правительство утвердило перечень пострадавших от пандемии видов бизнеса, которых освободили от налогов и социальных отчислений. Этот список формировался исходя из ОКЭД – общего классификатора видов экономической деятельности.
Российский цирк с животными бедствует в Северном Казахстане
"Самое обидное, что наш ОКЭД "Развлечения" не вошел в этот список, то есть мы, согласно видению нашего правительства, даже не являемся пострадавшей стороной. Мы уже писали обращение в правительство, министерство и акимат, но пока еще ответа не услышали. Положение комплекса сейчас очень-очень плачевное. Хотелось бы, чтобы государство хоть как-то нам помогло: налоговыми льготами, помощью с закупкой корма для рыб или оплатой коммунальных услуг", - сказал директор.
Если текущая финансовая ситуация не изменится, то центру придется закрыться, с грустью констатирует глава центра.
"Мои прогнозы таковы: к лету, в случае сохранения таких же ограничений, возможно, встанет вопрос о банкротстве. Банкротство - это, конечно, сильно сказано, но комплекс не сможет работать", - заключил он.
Не хлебом единым
Несмотря на все трудности, казахстанские артисты с нетерпением ждут воссоединения со своим зрителем.
"Людям может стать скучно на спектакле, в кино, а в цирке заскучать невозможно. Потому что там красивая музыка, красивая одежда, красивые люди – красота всегда притягивает, а в цирке все красиво. Поэтому цирк любят и стар, и млад", - говорит глава цирка Алматы Бокебаев.
Сейчас алматинские циркачи ждут начала нового сезона и готовят программу. К возможному открытию цирка готовятся и в Нур-Султане.
"На Наурыз мы хотим пригласить сюда Шымкентский цирк. Если разрешение дадут, то будем обмениваться своими творческими коллективами", - сказал Ерик Жолжаксынов.
Артисты, несмотря на карантин, умудрялись поддерживать физическую форму, а сотрудники цирков – полноценно ухаживать за животными. Тренировки проводятся по графику, чтобы была возможность соблюдать социальную дистанцию. Причем репетиции необходимы как циркачам, так и животным: питомцев периодически выводят для того, чтобы они не забывали дрессуру.
Животные российского цирка, застрявшего в Актау, на грани голода
"Артист цирка – это штучный товар. Не каждому дано быть артистом, нужно быть решительным, ловким, пластичным, не бояться высоты. Когда человек болеет искусством - это на всю жизнь. Поэтому, конечно, артистам хочется публики, хочется радовать зрителей", - заключил директор Алматинского цирка.