АЛМАТЫ, 4 дек — Sputnik. Контроль за качеством топлива, запрет общественного транспорта на дизеле, учет загрязнения и проветривания при строительстве, реконструкция ТЭЦ и газификация приграничных районов – в Минэкологии рассказали, как собираются улучшать экологию в южной столице, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Председатель комитета экологического регулирования и контроля Зулфухар Жолдасов с экоактивистами и организациями Алматы обсудил реализацию дорожной карты комплексного решения экологических проблем города. Во встрече приняли участие представители министерств энергетики, национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития, внутренних дел и акимата.
Что влияет на экологию Алматы
По словам Зулфухара Жолдасова, в целом по республике в воздух ежегодно поступает около 2,5 миллиона тонн промышленных выбросов. Из них 144 тысячи тонн приходится на Алматы (по состоянию на 2019 год).
"Алматы уже несколько лет входит в список самых загрязненных городов. Загрязненность обусловлена выбросами теплоисточников (ТЭЦ-2 и 3), частных жилых домов и загруженностью автодорог транспортом", - сказал он.
На долю теплоисточников приходится 34% (ТЭЦ-2 - 37,8 тысячи тонн и ТЭЦ-3 - 11,7 тысячи тонн), на автотранспорт - 52% (74 тысячи тонн) и частный сектор - 14% (20 тысяч тонн). Расчеты велись с учетом влияния ТЭЦ-3 и частного сектора Алматинской области.
"Город Алматы обеспечен газом на 99%. Однако на состояние атмосферного воздуха Алматы оказывают негативное воздействие выбросы негазифицированных регионов в пяти приграничных районах Алматинской области. Это Карасайский, Жамбылский, Илийский, Талгарский, Енбекшиказахский районы. Там не газифицировано более 50% частного сектора", - добавил Жолдасов.
Он отметил, что выбросы в области также влияют на экологию Алматы.
"Эти выбросы тоже влияют на экологию города, а ранее это не учитывалось. Мы привлекли городские и областные власти, чтобы решить эту проблему", - подчеркнул Зулфухар Жолдасов.
Кроме того, анализ Минэкологии показал, что в мегаполисе изменился ветровой режим.
"За годы активного застраивания скорость ветра снизилась с 11-12 метров в секунду в 1980 году до 0-2 метров в секунду в 2019 году, и уровень загрязнения увеличивался. Зачастую в Алматы из 365 дней 360 дней наблюдается штиль. При этом для нормального воздухообмена скорость ветра должна составлять 2-3 метра в секунду", - сказал Жолдасов.
Причинами снижения скорости ветра он назвал климатические изменения и застройку города.
Также глава комитета экологического регулирования и контроля считает немаловажной проблемой и недостаточное озеленение.
По мнению эколога Мэлса Елеусизова, выбросы от ТЭЦ-2 не являются такой большой проблемой.
"Не учитывается фактор резины. В городе катается более 500 тысяч машин и через каждые два года идет смена резины. Эта резина попросту стирается. А наночастицы этой резины вреднее всякого минерального составляющего угля. Этот вопрос нужно учесть и исследовать", - отметил он.
Также, по его словам, нужно учитывать сейсмостойкость при строительстве. В советское время была экспертиза и выяснилось, что экологическая емкость Алматы составляет 700 тысяч человек, а сейчас в мегаполисе проживает около трех миллионов людей. Кроме того, эколог считает, что Казахстану не нужны мусоросжигающие заводы, так как они тоже влияют на окружающую среду. По его словам, в мире уже давно отказываются от подобных решений.
Как будут улучшать окружающую среду в городах Казахстана
Что предлагает Минэкологии
Зулфухар Жолдасов говорит, что для улучшения экологии в Алматы будет принят ряд мер:
- Реконструкция городского ТЭЦ-2 и областного ТЭЦ-3. Сейчас АО "Самрук-Энерго" разрабатывает ТЭО проекта "Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду".
Одним из решений является реконструкция ТЭЦ-2 для сжигания природного газа на существующих котлоагрегатах, что позволит снизить выбросы ТЭЦ на 83%, а также преобладающие сейчас токсичные вещества, как диоксид серы, пыль золы. Предварительная стоимость проекта 98 миллиардов тенге. По расчетам, это может привести к увеличению тарифов на тепло-электроэнергию на 34% (с 8,7 до 11,6 тенге).
Другой альтернативой является реконструкция существующих котлоагрегатов, работающих на угле, с установкой современной очистки выбросов до европейского уровня, что позволит снизить выбросы с 37 до 11 тысяч тонн в год, или на 71%, и, в частности, по диоксиду серы до 86%, по выработке золы до 80%. По расчетам ожидается увеличение тарифов на 25% (с 8,7 до 10,9 тенге).
Также необходимы аналогичные решения по ТЭЦ-3, расположенной в поселке Отеген батыра Алматинской области, выбросы которой влияют на воздушный бассейн Алматы.
- Продолжить перевод общественного транспорта на газ с текущих 500 до 2 000 автобусов к 2023 году. Необходимо на законодательном уровне запретить покупать общественный транспорт на дизельном двигателе.
- Усилить контроль за качеством топлива на АЗС на соответствие экологическим классам К4 и К5.
- Усилить контроль за техосмотром автотранспорта и предусмотреть ответственность центров технического осмотра. Действующий механизм выдачи разрешения на деятельность технического осмотра имеет уведомительный характер. Отсутствует контроль за качеством оказываемых услуг центрами технического осмотра, и проведение данных услуг является непрозрачным, считают в Минэкологии.
- Акимату Алматы необходимо провести исследования ветрового движения и учитывать этот фактор при планах застройки города. Генеральные планы застройки города необходимо осуществлять с учетом полученных результатов исследований.
- В целях поглощения газов и улучшения качества окружающей среды необходимо запретить вырубку деревьев, за исключением аварийных и санитарных и усилить за это ответственность. На сегодня в Алматы насчитывается около 2,2 миллиона зеленых насаждений. На одного жителя приходится 7,4 квадратных метра при нормативе в 10 квадратов. Площадь зеленых насаждений – 1 427 гектаров. Этот показатель нужно довести до двух тысяч гектаров и увеличить количество деревьев до трех миллионов.
- Обратить внимание на ассортимент зеленых насаждений, которые больше поглощают вредных веществ. Для этого нужно проведение расчетов, и здесь помощь может оказать главный ботанический сад.
- Для снижения нагрузки на экологию города необходимо в приоритетном порядке прорабатывать проекты газификации пяти районов Алматинской области, прилегающих к Алматы, газификация которых в общей сложности достигает 44%.
Алматинцы высадили новые краснокнижные дубы возле Sulpak - фото
Глава управления зеленой экономики Наталья Ливинская рассказала, что газификация частного жилого фонда, расположенного в пригородной зоне на территории Алматинской области, – очень острая проблема.
"На сегодняшний день порядка 108 тысяч домов не подключены к газу. Выбросы от печного отопления в пригороде негативно влияют на состояние атмосферного воздуха в Алматы", - говорит она.
Ливинская также сказала, что сейчас ведется реализация плана по увеличению зеленого фонда города.
"В течение трех лет будет посажено порядка миллиона зеленых насаждений по городу. В этом году мы высаживаем рекордное количество деревьев – 250 тысяч", - подчеркнула Ливинская.
Также с 2016 года в Алматы велась инвентаризация зеленых насаждений на землях общего пользования.
"На основе этих данных формируется реестр зеленых насаждений. До конца года завершим работу и в начале следующего года презентуем", - добавила она.
Напомним, по поручению Токаева летом этого года ведомство разработало дорожную карту, которая состоит из пяти блоков и 22 пунктов. Она утверждена правительством и рассчитана на четыре года. Предполагается сократить выбросы в атмосферу на 44% - до 79 тысяч тонн.