18:33 10 Апреля 2021
Прямой эфир
  • USD433.15
  • EUR515.06
  • RUB5.61
Общество
Получить короткую ссылку
161520

Бурные обсуждения концепции курорта со скандальной судьбой продолжаются в Алматы. В четверг состоялась презентация проекта "Кок Жайляу"

АЛМАТЫ, 1 июня — Sputnik, Сергей Ким. Курорт "Кок Жайляу", как известно, "разморозили" в прошлом году. Не без последствий для продукта и без того не первой свежести, но продленного срока годности: проект изменяется, еще нет ТЭО и ПСД, но уже есть концепция. Накануне её презентовали для журналистов и неких "представителей общественности".

Наиль Нуров, директор Almaty Mountain Resorts, компании, ответственной за технико-экономическое обоснование проекта, и руководитель городского управления туризма и внешних связей Ерлан Жайлаубай в течение двух часов рассказывали и отвечали на вопросы – чуть было не дошло до ругани, но обошлось. На этот раз. 

Генеральный директор Almaty Mountain Resorts Наиль Нуров
© Sputnik / Сергей Ким
Генеральный директор Almaty Mountain Resorts Наиль Нуров

И все-таки презентация и ее обсуждение показали: не снизился градус дискуссии о проекте, прошедшем процедуру быстрой "заморозки-разморозки" то ли для того, чтобы высвободить средства и толику экологического имиджа для проведения прошлогоднего EXPO, то ли по каким другим причинам. 

"Именно Орхусская конвенция требует проведения общественных слушаний. И я бы хотел сказать, что вопрос общественных слушаний, наверное, в моем выступлении будет основным", — с ходу пообещал и даже предвосхитил ожидания Наиль Нуров. 

Ожидания были от того, что чуть менее года назад Комитет соблюдения Конвенции ЕЭК ООН (той самой Орхусской конвенции) признал нарушения требований при принятии некоторых решений по старому проекту – другими словами, согласно выводу экспертов, тогда авторы вполне могли игнорировать общественность по ряду вопросов. 

Не международный горнолыжный, а горный всесезонный

Эволюция проекта "Кок Жайляу" витиевата. Начиналось все с "международного горнолыжного курорта", который после прошлогодней разморозки и ближе к завершению работы над новой концепцией вдруг стал упоминаться как "парк", а сегодня снова превратился в курорт. Правда, уже не международный, а горный всесезонный. Помнится, в марте высказался и градоначальник Бауыржан Байбек, который заявил: проект начнет разрабатываться только после одобрения общественности. Слова, логически объяснимые все тем же выводом Комитета соблюдения Конвенции ЕЭК с магической аббревиатурой Организации Объединенных Наций. Но вот Наиль Нуров объясняет собравшимся: вообще-то технико-экономическое обоснование почти готово. И они повременят с его окончательным утверждением — авторов интересует всё то же мнение общественности. 

"15 июня мы его сдавать не будем. Не потому, что не готовы к этому, а потому что не хотим торопиться. В том числе, не хотим, потому что особую роль в своей работе уделяем вопросу общественных слушаний", — рассказал Нуров кроме прочих присутствующим в зале активистам движения "Защитим Кок Жайляу!", с самого начала недовольно ёрзающих на стульях. Состав "зеленых" активистов с эпохи первого проекта, по оценке корреспондента Sputnik, не изменился. 

Готовое технико-экономическое обоснование в середине июня опубликуют на новом сайте проекта, и любой желающий сможет его увидеть и даже прокомментировать, пообещал Нуров. По залу пронеслось скептическое шушуканье. Повод, пожалуй, был: представители движения "Зеленое спасение" судились из-за Кок Жайляу неоднократно — но, например, экспертизу с положительной оценкой безопасности курорта для окружающей среды еще в 2013 году им так и не удалось признать незаконной, да и по другим поводам, в конечном счете, они тоже проигрывали, будто именно первый суд определил успех затяжной успешной контратаки городских властей. 

Презентация продолжалась. В духе какого-нибудь западного разработчика современного гаджета, выступающего перед любопытной аудиторией, Нуров говорил, напустив деловитой лирики, и ничего, что сидел на стуле, а не разгуливал по сцене. 

Генеральный директор Almaty Mountain Resorts Наиль Нуров
© Sputnik / Сергей Ким
Генеральный директор Almaty Mountain Resorts Наиль Нуров

"Мы зажаты коробками микрорайонов, мы зажаты автомобильными дорогами, у нас отнимают парки… э… отнимали… тротуары. Сегодня этой самой гармонии, наверное, нет. И человеку найти общественное пространство, где он мог бы отвлечься, отдохнуть, провести время с друзьями, с семьей – его все меньше и меньше. Наверное, иллюстрацией этого тезиса будет правильно вспомнить абсолютный хит, феномен – улицу Панфилова. О ней только ленивый не говорит. Казалось – просто построили улицу. Причем, вы помните, насколько болезненно это все воспринималось", — выдал вполне ораторский монолог Наиль Нуров.

Анализировать — как улица в городской черте связана с горной дикой местностью, было некогда. Оратор спешил дальше:

"Абсолютно неправильно позиционировать Кок Жайляу как горнолыжный курорт. Это не так. Это суть нашей концепции – Кок Жайляу не является горнолыжным курортом в чистом виде. Это курорт четырех сезонов, это круглогодичный курорт, каждый сезон которого имеет свое лицо, свою философию… Это курорт для всей семьи, для каждого, он абсолютно доступен. Когда мы говорим о доступности, мы, наверное, говорим об отсутствии материального, социального расслоения. Это тот самый феномен улицы Панфилова. Чтобы было максимально понятно: то, к чему мы стремимся – это улица Панфилова на высоте 2 300 метров". 

Идею общественных пространств, похоже, авторы проекта решили дотянуть до горного плато. Но дальше было еще интереснее. 

Джинн из бутылки и горный туалет 

Традиционным оппонентам все-таки удалось немного поругаться. 

"Мне кажется, мы уже выпустили этого джинна из бутылки. Кок Жайляу уже осваивается. То есть говорить о том, что это сегодня нетронутая заповедная территория, мне кажется, нечестно, несправедливо", — объяснил все еще выступающий Нуров. 

"Мы посчитали – в прошлом году Кок Жайляу посетили 40 тысяч человек. Многие это знают, и, думаю, не будут спорить. В субботу-воскресенье 300-400 человек поднимаются. Сегодня заполированы до блеска корни реликтовых деревьев, елей, из которых просто естественным образом появились ступени, и вы все это прекрасно видите…", – продолжил он. 

В зале зашевелились. 

"Поэтому вы их вырубите?! Какое словоблудие, господин Нуров!" — громко перебил выступающего участник движения "Защитим "Кок Жайляу" Абай Ерекенов. 

"Нет, нет, нет. Наберитесь терпения чуть-чуть", — не растерялся Нуров. По его словам, каждый год до 2012 года на горное плато поднимались не 40 тысяч, а всего около 5 тысяч человек. А после скандального обсуждения строительства курорта запустился механизм побочной рекламы. И к концу года количество любителей пешего туризма на Кок Жайляу вырастет до 100 тысяч, уверял Нуров. Далее был небезынтересный диалог. 

— Отбросив ханжеские условности, у меня просто вопрос – к тому же господину Ерекенову: как по-вашему, куда 40 тысяч человек в прошлом году сходило в туалет на Кок Жайляу?! — улыбался Нуров. 

— Да лжете вы все! Нету там 40 тысяч! — махнул рукой Ерекенов. 

Ерлан Жайлаубай и Наиль Нуров во время обсуждения проекта концепции развития курорта Кок-Жайляу
© Sputnik / Сергей Ким
Ерлан Жайлаубай и Наиль Нуров во время обсуждения проекта концепции развития курорта Кок-Жайляу

— Я вас спросил! Думаю, вы знаете, но стесняетесь этого ответа! И дальше это все будет усугубляться, расти, как снежный ком… Я могу показать фотографии, очень свежие, которые мы сделали буквально вчера – сказал глава Almaty Mountain Resorts, приподняв с трибуны стопку бумаг. 

- Интересно, что на этих фотографиях, — хихикнула женщина где-то поблизости. Потом выяснится – Нуров принес фотографии гуляющих туристов все-таки без натуралистических подробностей. 

Смешливая женщина оказалась еще одной защитницей . Она представилась Даной Меирбековой и попросила рассказать о методологии подсчета, так как цифра 40 тысяч показалась ей явно завышенной. По словам Наиля Нурова – нанимались волонтеры, которые считали "входящих" целый месяц. 

60-20-20: не про ипотеку 

Формат курорта изменился. Чтобы это понять, достаточно сравнить две цифры. Если реализация старого проекта оценивалась в 1,5 миллиардов долларов, то новый, "облегченный" вариант обойдется бюджету (кстати, преимущественно городскому, возможно, республиканскому) в 200 миллионов. 

Говорится о полном запрете строительства на территории курорта частных домов, откажутся от газификации в пользу электроэнергии, пропускная способность уменьшится в случае претворения проекта в жизнь вдвое: с 10 тысяч человек до 5 тысяч. 

Общая длина 18 горнолыжных трасс, согласно имеющейся концепции, составит 25 километров. Планируется строительство двух гондольных дорог, трех кресельных дорог, пятерых движущихся дорожек-траволаторов. 

Пожалуй, главное изменение, скрывающееся за всеми этими цифрами новой концепции— ориентирован курорт не на зажиточных иностранных туристов, а на казахстанцев. Потребительские пропорции описываются формулой "60-20-20": 60% — алматинцы, по 20% — гости из других регионов республики и иностранцы. Отсюда и стремление угодить клиентам круглогодичной инфраструктурой, вроде детского парка. При этом авторы проекта хотят сделать место "модным": в описании упоминается даже возможность выступления ди-джеев, что явно противоречит другой идее, описанной тут же — создать в горах "места тишины" для уставших от городского шума людей. 

Sputnik задал вопросы руководителю городского управления туризма и внешних связей Ерлану Жайлаубаю. 

Руководитель управления туризма и внешних связей Алматы Ерлан Жайлаубай
© Sputnik / Сергей Ким
Руководитель управления туризма и внешних связей Алматы Ерлан Жайлаубай

- 60-20-20 – откуда эти цифры? Исследования, либо взято из головы? 

— Надо исходить из того, что любые исследования основываются на какой-то гипотезе, а гипотеза идет из головы. Почему мы пошли в такой пропорции? Мы понимаем, что, сокращая количество трасс, сокращая объекты инфраструктуры… если изначально нацеленность была на международного уровня курорт, сейчас мы превращаем в горный всесезонный курорт для того, чтобы, в первую очередь, обеспечить потребности жителей города. Приезжающие гости отмечают, что город очень зеленый, но, учитывая текущую ситуацию с экологией, мы считаем, что нужно такое пространство, где бы жители могли проводить время. Это центр семейного досуга. 

- Но откуда такие расчеты? 

— Основная доля – жители города. Но так как Алматы является региональным магнитом и очень большое количество внутренних туристов, мы примерно ожидаем, что около 20% гостей, как и приезжающих на Шымбулак, – это гости из других регионов. Конечно, мы хотели бы видеть больше иностранных туристов, потому что это люди, которые оставляют деньги в стране. Но сейчас мы оставляем их 20%. Это округленная пропорция. 

- Сколько иностранцев на Шымбулаке? 

— Я не могу сказать, но там количество иностранцев увеличивается за счет больших групп индусов, китайцев. Они приезжают круглогодично, но даже когда приезжают в сезон – не катаются, приезжают "потрогать снег", для них это интересно. 

- Все-таки общественные слушания, дата которых еще не названа… на них же будет обсуждаться не судьба проекта, а его особенности? Быть курорту или не быть – его судьба решаться общественностью уже не будет, так? 

— Почему. Мы говорили, что мы открытые, прозрачные и будем показывать, к чему мы пришли по реализации проекта. Одних общественных слушаний недостаточно. Необходимо создавать диалоговую площадку, которой и станет сайт. Мы не собираемся проводить условные опросы, чтобы сформировать мнение, как мои оппоненты сегодня пытались – создать общий негативный фон. Если люди придут, и большое количество будет, условно, против проекта "Кок-Жайляу" – это мы можем рассматривать как одну из инициатив на этой площадке. 

- То есть теоретически проект "Кок Жайляу" может быть закрыт по итогам слушаний? 

— Не только по итогам общественных слушаний, но по итогам слушаний и результатов ТЭО. И аким города говорит, что этап технико-экономического обоснования проекта мы оцениваем как городские власти: необходимо ли вкладывать такие большие деньги в инфраструктуру и окончательное решение будет принято к финалу ТЭО. Пойдем ли мы на ПСД и реализацию проекта. Конечно, мы как управление туризма… я за то, чтобы больше объектов туристских в городе было. Исходя из этого, я за реализацию проекта. И, исходя из этого, мы начинаем разговаривать с обществом, лидерами мнения, чтобы понять, чего они хотят.

- То есть решение будет приниматься и по итогам обсуждения на сайте, и по итогам общественных слушаний? 

— До проведения общественных слушаний мы хотим понять те аргументы, идеи, которые вокруг проекта сейчас крутятся, хотим их объединить, чтобы на общественных слушаниях у нас был диалог, а не обмен криками, как сегодня отчасти было. Это не та форма диалога, которую мы хотели бы видеть. 

- Ваш выход к прессе – это PR-акция проекта "Кок Жайляу"? 

— Это не PR-акция. Мы показываем прозрачность нашей деятельности. Что мы хотим, какая философия этой концепции. С точки зрения маркетолога и пиарщика любая деятельность может быть расценена как PR-акция. 

Всего на старые ТЭО и ПСД было потрачено 3 миллиарда 499 миллионов 9 тысяч 480 тенге. 

Теги:
горы, курорт, Almaty Mountain Resorts, Ерлан Жайлаубай, Наиль Нуров, Кок-Жайляу, Алматы
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik