АЛМАТЫ, 1 июня — Sputnik, Сергей Ким. Курорт "Кок Жайляу", как известно, "разморозили" в прошлом году. Не без последствий для продукта и без того не первой свежести, но продленного срока годности: проект изменяется, еще нет ТЭО и ПСД, но уже есть концепция. Накануне её презентовали для журналистов и неких "представителей общественности".
Наиль Нуров, директор Almaty Mountain Resorts, компании, ответственной за технико-экономическое обоснование проекта, и руководитель городского управления туризма и внешних связей Ерлан Жайлаубай в течение двух часов рассказывали и отвечали на вопросы – чуть было не дошло до ругани, но обошлось. На этот раз.
И все-таки презентация и ее обсуждение показали: не снизился градус дискуссии о проекте, прошедшем процедуру быстрой "заморозки-разморозки" то ли для того, чтобы высвободить средства и толику экологического имиджа для проведения прошлогоднего EXPO, то ли по каким другим причинам.
"Именно Орхусская конвенция требует проведения общественных слушаний. И я бы хотел сказать, что вопрос общественных слушаний, наверное, в моем выступлении будет основным", — с ходу пообещал и даже предвосхитил ожидания Наиль Нуров.
Не международный горнолыжный, а горный всесезонный
Эволюция проекта "Кок Жайляу" витиевата. Начиналось все с "международного горнолыжного курорта", который после прошлогодней разморозки и ближе к завершению работы над новой концепцией вдруг стал упоминаться как "парк", а сегодня снова превратился в курорт. Правда, уже не международный, а горный всесезонный. Помнится, в марте высказался и градоначальник Бауыржан Байбек, который заявил: проект начнет разрабатываться только после одобрения общественности. Слова, логически объяснимые все тем же выводом Комитета соблюдения Конвенции ЕЭК с магической аббревиатурой Организации Объединенных Наций. Но вот Наиль Нуров объясняет собравшимся: вообще-то технико-экономическое обоснование почти готово. И они повременят с его окончательным утверждением — авторов интересует всё то же мнение общественности.
Готовое технико-экономическое обоснование в середине июня опубликуют на новом сайте проекта, и любой желающий сможет его увидеть и даже прокомментировать, пообещал Нуров. По залу пронеслось скептическое шушуканье. Повод, пожалуй, был: представители движения "Зеленое спасение" судились из-за Кок Жайляу неоднократно — но, например, экспертизу с положительной оценкой безопасности курорта для окружающей среды еще в 2013 году им так и не удалось признать незаконной, да и по другим поводам, в конечном счете, они тоже проигрывали, будто именно первый суд определил успех затяжной успешной контратаки городских властей.
Презентация продолжалась. В духе какого-нибудь западного разработчика современного гаджета, выступающего перед любопытной аудиторией, Нуров говорил, напустив деловитой лирики, и ничего, что сидел на стуле, а не разгуливал по сцене.
"Мы зажаты коробками микрорайонов, мы зажаты автомобильными дорогами, у нас отнимают парки… э… отнимали… тротуары. Сегодня этой самой гармонии, наверное, нет. И человеку найти общественное пространство, где он мог бы отвлечься, отдохнуть, провести время с друзьями, с семьей – его все меньше и меньше. Наверное, иллюстрацией этого тезиса будет правильно вспомнить абсолютный хит, феномен – улицу Панфилова. О ней только ленивый не говорит. Казалось – просто построили улицу. Причем, вы помните, насколько болезненно это все воспринималось", — выдал вполне ораторский монолог Наиль Нуров.
Анализировать — как улица в городской черте связана с горной дикой местностью, было некогда. Оратор спешил дальше:
"Абсолютно неправильно позиционировать Кок Жайляу как горнолыжный курорт. Это не так. Это суть нашей концепции – Кок Жайляу не является горнолыжным курортом в чистом виде. Это курорт четырех сезонов, это круглогодичный курорт, каждый сезон которого имеет свое лицо, свою философию… Это курорт для всей семьи, для каждого, он абсолютно доступен. Когда мы говорим о доступности, мы, наверное, говорим об отсутствии материального, социального расслоения. Это тот самый феномен улицы Панфилова. Чтобы было максимально понятно: то, к чему мы стремимся – это улица Панфилова на высоте 2 300 метров".
Идею общественных пространств, похоже, авторы проекта решили дотянуть до горного плато. Но дальше было еще интереснее.
Джинн из бутылки и горный туалет
Традиционным оппонентам все-таки удалось немного поругаться.
"Мы посчитали – в прошлом году Кок Жайляу посетили 40 тысяч человек. Многие это знают, и, думаю, не будут спорить. В субботу-воскресенье 300-400 человек поднимаются. Сегодня заполированы до блеска корни реликтовых деревьев, елей, из которых просто естественным образом появились ступени, и вы все это прекрасно видите…", – продолжил он.
В зале зашевелились.
"Поэтому вы их вырубите?! Какое словоблудие, господин Нуров!" — громко перебил выступающего участник движения "Защитим "Кок Жайляу" Абай Ерекенов.
"Нет, нет, нет. Наберитесь терпения чуть-чуть", — не растерялся Нуров. По его словам, каждый год до 2012 года на горное плато поднимались не 40 тысяч, а всего около 5 тысяч человек. А после скандального обсуждения строительства курорта запустился механизм побочной рекламы. И к концу года количество любителей пешего туризма на Кок Жайляу вырастет до 100 тысяч, уверял Нуров. Далее был небезынтересный диалог.
— Отбросив ханжеские условности, у меня просто вопрос – к тому же господину Ерекенову: как по-вашему, куда 40 тысяч человек в прошлом году сходило в туалет на Кок Жайляу?! — улыбался Нуров.
— Да лжете вы все! Нету там 40 тысяч! — махнул рукой Ерекенов.
— Я вас спросил! Думаю, вы знаете, но стесняетесь этого ответа! И дальше это все будет усугубляться, расти, как снежный ком… Я могу показать фотографии, очень свежие, которые мы сделали буквально вчера – сказал глава Almaty Mountain Resorts, приподняв с трибуны стопку бумаг.
Смешливая женщина оказалась еще одной защитницей гор. Она представилась Даной Меирбековой и попросила рассказать о методологии подсчета, так как цифра 40 тысяч показалась ей явно завышенной. По словам Наиля Нурова – нанимались волонтеры, которые считали "входящих" целый месяц.
60-20-20: не про ипотеку
Формат курорта изменился. Чтобы это понять, достаточно сравнить две цифры. Если реализация старого проекта оценивалась в 1,5 миллиардов долларов, то новый, "облегченный" вариант обойдется бюджету (кстати, преимущественно городскому, возможно, республиканскому) в 200 миллионов.
Говорится о полном запрете строительства на территории курорта частных домов, откажутся от газификации в пользу электроэнергии, пропускная способность уменьшится в случае претворения проекта в жизнь вдвое: с 10 тысяч человек до 5 тысяч.
Пожалуй, главное изменение, скрывающееся за всеми этими цифрами новой концепции— ориентирован курорт не на зажиточных иностранных туристов, а на казахстанцев. Потребительские пропорции описываются формулой "60-20-20": 60% — алматинцы, по 20% — гости из других регионов республики и иностранцы. Отсюда и стремление угодить клиентам круглогодичной инфраструктурой, вроде детского парка. При этом авторы проекта хотят сделать место "модным": в описании упоминается даже возможность выступления ди-джеев, что явно противоречит другой идее, описанной тут же — создать в горах "места тишины" для уставших от городского шума людей.
Sputnik задал вопросы руководителю городского управления туризма и внешних связей Ерлану Жайлаубаю.
- 60-20-20 – откуда эти цифры? Исследования, либо взято из головы?
— Надо исходить из того, что любые исследования основываются на какой-то гипотезе, а гипотеза идет из головы. Почему мы пошли в такой пропорции? Мы понимаем, что, сокращая количество трасс, сокращая объекты инфраструктуры… если изначально нацеленность была на международного уровня курорт, сейчас мы превращаем в горный всесезонный курорт для того, чтобы, в первую очередь, обеспечить потребности жителей города. Приезжающие гости отмечают, что город очень зеленый, но, учитывая текущую ситуацию с экологией, мы считаем, что нужно такое пространство, где бы жители могли проводить время. Это центр семейного досуга.
- Но откуда такие расчеты?
— Основная доля – жители города. Но так как Алматы является региональным магнитом и очень большое количество внутренних туристов, мы примерно ожидаем, что около 20% гостей, как и приезжающих на Шымбулак, – это гости из других регионов. Конечно, мы хотели бы видеть больше иностранных туристов, потому что это люди, которые оставляют деньги в стране. Но сейчас мы оставляем их 20%. Это округленная пропорция.
- Сколько иностранцев на Шымбулаке?
— Я не могу сказать, но там количество иностранцев увеличивается за счет больших групп индусов, китайцев. Они приезжают круглогодично, но даже когда приезжают в сезон – не катаются, приезжают "потрогать снег", для них это интересно.
- Все-таки общественные слушания, дата которых еще не названа… на них же будет обсуждаться не судьба проекта, а его особенности? Быть курорту или не быть – его судьба решаться общественностью уже не будет, так?
— Почему. Мы говорили, что мы открытые, прозрачные и будем показывать, к чему мы пришли по реализации проекта. Одних общественных слушаний недостаточно. Необходимо создавать диалоговую площадку, которой и станет сайт. Мы не собираемся проводить условные опросы, чтобы сформировать мнение, как мои оппоненты сегодня пытались – создать общий негативный фон. Если люди придут, и большое количество будет, условно, против проекта "Кок-Жайляу" – это мы можем рассматривать как одну из инициатив на этой площадке.
- То есть теоретически проект "Кок Жайляу" может быть закрыт по итогам слушаний?
— Не только по итогам общественных слушаний, но по итогам слушаний и результатов ТЭО. И аким города говорит, что этап технико-экономического обоснования проекта мы оцениваем как городские власти: необходимо ли вкладывать такие большие деньги в инфраструктуру и окончательное решение будет принято к финалу ТЭО. Пойдем ли мы на ПСД и реализацию проекта. Конечно, мы как управление туризма… я за то, чтобы больше объектов туристских в городе было. Исходя из этого, я за реализацию проекта. И, исходя из этого, мы начинаем разговаривать с обществом, лидерами мнения, чтобы понять, чего они хотят.
- То есть решение будет приниматься и по итогам обсуждения на сайте, и по итогам общественных слушаний?
— До проведения общественных слушаний мы хотим понять те аргументы, идеи, которые вокруг проекта сейчас крутятся, хотим их объединить, чтобы на общественных слушаниях у нас был диалог, а не обмен криками, как сегодня отчасти было. Это не та форма диалога, которую мы хотели бы видеть.
- Ваш выход к прессе – это PR-акция проекта "Кок Жайляу"?
— Это не PR-акция. Мы показываем прозрачность нашей деятельности. Что мы хотим, какая философия этой концепции. С точки зрения маркетолога и пиарщика любая деятельность может быть расценена как PR-акция.
Всего на старые ТЭО и ПСД было потрачено 3 миллиарда 499 миллионов 9 тысяч 480 тенге.