Пресс-центр Sputnik Казахстан - Sputnik Казахстан
Пресс-центр
Мультимедийный пресс-центр Sputnik Казахстан, город Астана, улица Кунаева, 10. Телефон +7 (7172) 47 26 73.

Почему фотограф-новостник должен снимать хорошо все - хоть производство кастрюль

Подписаться
Как делать запоминающиеся снимки с различных культурных событий, спортивных мероприятий, из социальных учреждений - советы от практикующего фоторепортера

НУР-СУЛТАН, 4 дек — Sputnik. Как правильно делать новостное фото, рассказал журналистам и фотографам из стран ближнего зарубежья специальный фотокорреспондент медиагруппы "Россия сегодня" Владимир Песня.

По сути, любое изображение, полученное фотографическим путем и использующееся для иллюстрации новостных сюжетов, и есть новостная фотография. То есть новостным фото может быть любая картинка, связанная с произошедшим событием – новостным поводом. Но является ли она фотографией с большой буквы – это большой вопрос, особенно сейчас, в условиях возрастающего информационного давления в нашу жизнь, считает Владимир Песня.

"Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что хорошая новостная фотография – нечто больше, чем просто иллюстрация, чем банальная фиксация состоявшегося события. Фотография – это то, что заставляет остановиться и задуматься не о факте, а о сути события", - отметил он.

Как этого добиться? У каждого фотографа свои рецепты, но есть общие положения, которые кристаллизовались на более чем 100-летнем пути фотографии в новостях. 

© SputnikВебинар SputnikPro со специальным фотокорреспондентом медиагруппы "Россия сегодня" Владимиром Песней
Почему фотограф-новостник должен снимать хорошо все - хоть производство кастрюль - Sputnik Казахстан
Вебинар SputnikPro со специальным фотокорреспондентом медиагруппы "Россия сегодня" Владимиром Песней

"Для начала возьмем такой постулат, скажем - новости бывают трех типов: прогнозируемые, частично прогнозируемые и вовсе не прогнозируемые. К первому типу относятся события, заранее запланированные: спортивные соревнования, концерты музыкантов, театральные постановки, съезды политических партий, выставка в музее, открытие нового производства или магазина, кинопремьера или научная конференция и так далее", - пояснил эксперт.

В каком формате работать СМИ и как рассказывать новогодние истории в пандемию

На самом деле большинство новостей именно такие. Фотокорреспондент заранее знает где что-то произойдет, приходит к этому времени и фотографирует, что очень просто. Третий названный тип – непрогнозируемые события – это, к сожалению, печальные события, такие как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, войны, революции, преступления - то, что происходит внезапно. Но есть промежуточный тип – частично прогнозируемые события – когда что-то пошло не так.

"Например, представьте, что во время футбольного матча – финала чемпионата мира – на поле село НЛО. Вот это как раз такое событие, с одной стороны запланированное – фотограф снимает футбол, в этот момент у него что-то непонятное происходит на поле. Также к таким частично прогнозируемым событиям можно отнести какие-то частные случаи при работе фотографа в зоне катастроф или боевых действий, когда, понятное дело, все предусмотреть нереально, но какие-то вещи, исходя из своего или чужого опыта, можно представить", - сказал фоторепортер.

Инфографика в медиа: как рассказать о сложном простыми способами

На самом деле редко когда штатный фотограф газеты или информационного агентства становится непосредственным свидетелем.

"Как правило, фотограф работает уже со свершившимся фактом, и здесь важна скорость. Быстро добраться до места, быстро сообразить, что снять, быстро передать карточки в редакцию. При этом остаться в живых и по возможности целым. Поскольку разного рода героизм в нашем деле – это вредная штука", - отметил он.

Если соблюдать разумные правила предосторожности, то в таких съемках нет больше никаких премудростей. При таком событии снимается самое важное, фотокорреспондент поворачивается в нужные стороны и нажимает на кнопки. Задача усложняется, когда снимаются последствия события. Тут приходится выкручиваться и, конечно, в первую очередь думать о тех сюжетах, которые заставят людей сопереживать.

Почему скандалы и личная жизнь спортсменов вызывают больше интереса, чем сам спорт

Владимир Песня привел примеры прогнозируемых и заранее известных мероприятий – различных премьер.

"Сидишь в зале и фиксируешь то зрелище, что подготовили для нас режиссеры, актеры, светотехники. Потом выбираешь карточки поэффектнее - и все. Но все же не так. Даже к такой простой задаче нужно подготовиться заранее. Знать, с какой точки будет позволена съемка, чтобы выбрать подходящий объектив, стараться не помешать зрителям, которые пришли получить удовольствие и не очень желают слушать постоянные щелчки камеры рядом с собой. Ну и наконец, попробовать прочитать пьесу, чтобы понимать, что и когда будет происходить", - рассказал он.

"Я уже не говорю о таких тысячах мелочей театральных съемок, которые приходят с опытом: знание мимики конкретных актеров, авторский почерк режиссера, технических характеристик театрального освещения. Мы же хотим дать нечто большее, чем видят зрители в зале или на экране телевизоров. И тогда надо приложить максимум усилий, чтобы показать так называемую четвертую стену – проникнуть за кулисы и показать, как создается это волшебство. Так что тут нужно уметь договариваться, ну и думать - над кадром, над съемкой", - подчеркнул эксперт.

Владимир Песня также раскрыл тему фотографирования спортивных событий. С одной стороны, спорт как новость очень прост и понятен: расписание соревнований, регламенты известны. Условия фотографов тоже стандартизированы, все знают точки, где можно находиться, какими объективами откуда снимать. Тем и хорош спорт, что в процессе стандартной работы постоянно возникают различные неожиданные сюжеты. Но что же нужно, чтобы получить зрелищные спортивные фотографии, по которым будут вспоминать о событии? Все то же самое, что и при другой съемке - знание и умение думать, говорит известный фотограф. К каждой съемке нужно готовиться заранее, иметь представление о правилах конкретного вида спорта, который предстоит снимать, о механике, геометрии перемещения спортсменов по площадке, о законах оптики, тонкостях того, как человек воспринимает изображение.

Что делать, если хочешь говорить и зарабатывать – правила для подкастеров

Нужно держать в голове и индивидуальные особенности спортсменов, как они реагируют на то или иное событие в игре. Что немаловажно, сосредотачиваться нужно не только на спортсменах, но и смотреть вокруг: на болельщиков, судей, не делать лишь крупных и средних планов, а показывать еще общие, которые дают понять, где все это происходит. Тогда, считает эксперт, получатся хорошие фотографии.

Еще одна важная сфера, попадающая в новости, это социальная.

"К ней я отношу информацию о глубинных общественных проблемах, как сиротство, жизнь неимущих слоев населения, проблемы стариков… Здесь важно понимать, что работа фотографа в социальной сфере – это не только получение эффектных картинок, это постоянное решение этических, нравственных проблем, что стоит показать, что нет", - отметил фотограф.

На самом деле, считает он, все определяется внутренним развитием снимающегося, пониманием того, для чего он это делает. Нужно помнить, что в случаях социальных фотографий главный принцип, как у врача - не навредить. Ни один, пусть даже самый острый репортаж, не стоит поломанной судьбы его героев.

Что делать, если не можешь молчать - правила создания подкастов

Владимир Песня - лауреат World Press Photo-2016 в номинации "Спортивные истории", победитель, призер и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов.

В 31-й онлайн-сессии просветительского проекта SputnikPro приняли участие представители СМИ из Казахстана, России, Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Молдовы, Абхазии и Осетии.

SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Лента новостей
0