Балет "Спартак" считается "мужским балетом" - в нем много сцен эпических битв и мощного мужского танца, но несмотря на свою брутальность многие сцены полны редкой по красоте лирики, характеры главных героев полны любви и страсти. Балет представляет собой чередование массовых сцен-вакханалий патрициев, танцы гетер, сражения гладиаторов, и в то же время следуют монологи главных героев - Спартака и его возлюбленной Фригии.
Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе
Впервые балет "Спартак" был представлен в ГАТОБ в 1974 году Заурбеком Райбаевым совместно с композитором Арамом Хачатуряном и достойно вошел в золотой репертуар культурного наследия главного театра страны и, несмотря на то, что в репертуаре театра доминировали классические балеты с академичной хореографией, балетмейстеры и композиторы той эпохи были готовы идти на интересные эксперименты. На первой премьере балета "Спартак" на большой сцене ГАТОБ имени Абая главные партии исполнили легендарные мэтры балетного искусства Рамазан Бапов, Раушан Байсеитова, Людмила Рудакова, Эдуард Мальбеков и Сара Кушербаева.
До сих пор "Спартак" считается одной из сложнейших балетных постановок - как для оркестра, так и для артистов балета. Историческая версия Заурбека Райбаева является визитной карточкой ГАТОБа.
Все новое – хорошо забытое старое
К завершению 87-го театрального сезона Казахский национальный академический театр оперы и балета имени Абая показал обновленную постановку балета. Спектакль ставили балетмейстер-постановщик Гульжан Туткибаева, народный художник России Вячеслав Окунев. Дирижером-постановщиком стал заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров.
В нынешней постановке зритель увидит совершенно обновленное как сценические оформление и образы героев, так и новое световое оформление.
"Мы решили сохранить хореографическое наследие нашего театра. Я думаю, что спектакль будет смотреться по-другому, ведь зрительское восприятие будет уже под другим углом - обновленная энергетика, объемные декорации, которые погрузят вас в дух Римской империи, перформанс выглядит масштабно, объемно, грандиозно", - считает Туткибаева.
Над новой премьерой работал весь состав балетной труппы, а главные партии исполнили ведущие солисты Жанель Тукеева и Азамат Аскаров, Архат Аширбек и Айман Егисбаева, Малика Ельчибаева и Нельсон Пенья, Гульвира Курбанова и Рахим Даиров.
Причем, заслуженный артист КазССР Эдуард Мальбеков, исполнявший роль Красса в премьере полувековой давности, лично присутствовал на репетициях, внося верные коррективы артистам, направляя их.
"Мы не теряем надежды": какие планы у артистов ГАТОБа на 2021 год
"Это потрясающе, что спектакль вернулся на родную сцену. Тем более, что восстанавливался он как подлинный материал. Разумеется, какие-то вкрапления есть от Гульжан Туткибаевой и художника Вачеслава Окунева, но в целом это так и остался Заурбек Райбаев. (…) В целом вся балетная труппа показала высокий результат - так ощущать музыку и передавать пластику, массовые сцены кордебалета. Все артисты, педагоги-хореографы и постановщики - все, кто работал над этой постановкой справились с работой на отлично", - говорит Эдуард Мальбеков.
По эскизам Вячеслава Окунева мастерами пошивочного цеха театра было создано более 300 костюмов для спектакля, а цехами мягких и жестких декораций были изготовлены монументальные декорации и живописные полотна.
История партитуры
Музыкальный материал тоже имеет свою историю, рассказали в ГАТОБе. Когда композитор Арам Хачатурян работал над созданием партитуры, он был очень внимателен к деталям своего произведения и продемонстрировал виртуозное владение средствами музыкальной драматургии. Известно, что он трепетно относился к каждой написанной ноте и пристально следил за всеми редакциями этого балета - Моисеевa, Якобсонa, Григоровичa. Композитор решил не оставаться в стороне и в постановке Заурбека Райбаева, и первую премьеру в ГАТОБ дирижировал лично.
В главной роли — хор: в алматинском ГАТОБе представили шедевры оперной классики
В нотной библиотеке театра бережно хранится партитура балета с пометками самого автора. Этот уникальный нотный экспонат был активно задействован в работе главного дирижера театра Ерболата Ахмедьярова.
"Музыка Арама Хачатуряна, которая полностью рисует действие всего спектакля, для меня считается легендарной! Музыка, от которой взяли пример и определенные темы такие композиторы, как Джон Уильямс и Ханс Циммер для исторических фильмов Голливуда. Невозможно не влюбиться в музыку, когда она настолько красива и прекрасна, монументальна и полна импрессии", - поделился Ахмедьяров.
Премьера нового "Спартака" прошла при полном аншлаге под бурный взрыв зрительских оваций, а это для артистов лучшая награда за труды.