Мирный атом, наука и вузы, или Чем Казахстану выгоден союз с Россией

© Sputnik / Владислав ВодневЗаместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов
Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов - Sputnik Казахстан, 1920, 19.10.2021
Подписаться
Казахстан и Россия продолжают сотрудничать по разному спектру вопросов. В числе главных точек соприкосновения – торгово-экономические связи, развитие общих проектов в медицине, сельском хозяйстве, IT. Немаловажным остается и развитие гуманитарных связей между странами

НУР-СУЛТАН, 19 окт — Sputnik. Об актуальных вопросах взаимодействия Казахстана и России корреспондент Sputnik Казахстан побеседовала с заместителем руководителя федерального агентства "Россотрудничество" Павлом Шевцовым. 

Казахстанские студенты смогут обучаться по гранту в России

- Павел Анатольевич, в конце лета была информация о том, что Россотрудничество планирует выделять для иностранных студентов не только квоты, но и гранты, которые будут покрывать расходы на проживание студентов. На какой стадии сейчас вопрос? Можно ли утверждать о смене политики в этой области?

- Я не был бы так категоричен с точки зрения смены политики. Это просто еще один подход или дифференциация подходов России к политике обучения иностранных студентов за рубежом. Безусловно, мы предполагаем, что будет у нас там как бы два инструментария – это и квота правительства Российской Федерации, и грантовая поддержка иностранных студентов из-за рубежа.

© Sputnik / Владислав ВодневЗаместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов дал интервью Sputnik Казахстан
Мирный атом, наука и вузы, или Чем Казахстану выгоден союз с Россией - Sputnik Казахстан, 1920, 19.10.2021
Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов дал интервью Sputnik Казахстан

Суть ее будет заключаться в том, что, помимо предоставления бесплатного образования студенту и небольшой стипендии, ему будет дана возможность обучения на гранте. Эта политика предполагает, что студент будет получать грант, который будет включать и оплату проезда, и оплату страховки, проживание в университетском кампусе, соответственно, обучение бесплатное, и стипендия, которая будет несколько больше, чем та, которую сейчас мы платим. То есть это для того, чтобы студент меньше задумывался о том, как он должен прожить, допустим, в Москве или каком-то другом городе. Ведь не каждому же студенту, который приезжает из-за рубежа, могут помогать родители. Наша основная задача - сделать пребывание иностранного студента в России как можно более комфортным. И как раз вот этот инструментарий мы будем вводить.

Я думаю, что сейчас на разных уровнях идет обсуждение этого вопроса и в правительстве России, и по линии администрации президента. Я надеюсь, что со следующего учебного года мы введем эту практику в нашу деятельность.

– Правильно ли я понимаю, что эти гранты будут внутри тех 23 тысяч квот, которые Россия планирует в следующем году выделить для иностранных студентов, или это будут отдельные от квот гранты?

– Да, на данный момент это будет в рамках этих 23 тысяч квот, которые предполагаются к распределению в следующем году. И здесь я хотел бы сказать, конечно, что основной приоритет мы будем делать для стран Содружества Независимых Государств и в первую очередь, конечно, для стран Евразийского экономического союза, участником которого является Казахстан.

– О каком количестве грантов идет речь?

– Мы предполагаем, что в следующем году это будет 1 000 грантов. Мы решили опробовать его на определенном, пока небольшом количестве студентов. Все шероховатости, которые у нас могут возникнуть, мы их до следующего года доработаем, и на 2024 учебный год, полагаю, будем выходить с большим количеством грантов и уже с отработанной методикой.

Россия увеличивает квоты для иностранцев на бесплатное обучение в вузах

– Определены ли направления, по которым будут выделять гранты? Какие специальности в приоритете?

– Мы пока не определяли специальности, потому что для каждой страны эти специальности очень сильно разнятся. Допустим, ребята из Казахстана очень интересуются техническим набором специальностей. Другие страны тяготеют к инженерному делу или горнодобывающей промышленности. Мы будем распределять специальности именно из тех областей, которые востребованы в каждой отдельно взятой стране.

То есть у нас в этом плане такой подход, потому что предполагается, что квота правительства Российской Федерации как раз и создана для того, чтобы подготавливать высококвалифицированные кадры для экономик стран. Допустим, ребята из Казахстана приехали, отучились четыре года или шесть лет в зависимости от специальности и должны вернуться в свою страну для того, чтобы уже быть подготовленными в хороших университетах по качественным образовательным программам. А затем уже развивать экономику своей страны, повышать уровень жизни населения.

Как повлияла пандемия на спрос на российское образование

– Павел Анатольевич, сейчас мы живем в эпоху коронавируса. Можно сказать, что пандемия поделила жизнь на "до" и "после". Расскажите, сказалась ли она на востребованности российского образования? Какие профессии чаще стали выбирать студенты из Казахстана?

– Мы сейчас можем говорить, что пандемия по большей части не сказалась с точки зрения востребованности образования в Российской Федерации. С прошлого года набор идет в системе Education and Russia (новая система Россотрудничества), которая позволяет достаточно оперативно работать со студентами с момента создания личного кабинета в нашей системе до зачисления в университет.

И даже прошлый пандемический год показал, что интерес к образованию в России есть, он есть по странам СНГ, и он растет. Казахстан в этом плане не является исключением. В прошлом году у нас было 465 квот для ребят из Казахстана. На них претендовали почти три тысячи человек, что в общем-то само по себе хороший показатель. Чуть меньше десяти человек на одно место говорит о том, что образование в Российской Федерации востребовано. Специальности, которые наш университет предоставляет, они тоже востребованы. Здесь не только, допустим, технические специальности. Здесь большой интерес к медицине, информационным технологиям.

- Сейчас в Казахстане имеются несколько филиалов российских вузов, однако нет филиалов, например, Российского университета нефти и газа имени Губкина или Московского Государственного Технического университета Баумана, которые готовят нужных Казахстану специалистов. Скажите, рассматривается ли возможность открытия филиалов этих вузов в Казахстане?

– Я на данный момент по этим двум университетам так сразу ответить не могу. Я могу пообещать, что со своей стороны мы проработаем эту тему, готов пообщаться с обоими университетами и понять, какие у них стратегии международные. Конечно, сейчас у многих российских университетов есть задача открыть филиалы в первую очередь, конечно, в странах СНГ. И вот этот опыт, который сейчас есть у нас с Казахстаном, когда несколько, как вы сказали, филиалов российских университетов работает, это как раз показатель того, что не надо пытаться всех казахстанских ребят вывозить в Москву, Питер и другие города. Это очень хорошая практика, когда мы создаем научно-образовательную базу на территории, допустим, Казахстана – приезжают преподаватели из Российской Федерации, мы показываем все эти новые и методологические наработки и то оборудование, с которым уже работают ребята в Москве. Это практика, к которой мы подталкиваем наши университеты, это та практика, которая сейчас себя очень хорошо зарекомендовала и в Казахстане, и в других странах, в том числе среднеазиатских, поэтому будем над этим работать.

Какую поддержку получают иностранные учащиеся в вузах России - видеомост

– Насколько развита конкуренция на рынке высшего образования Казахстана? Насколько легко можно зайти на этот рынок российским вузам, учитывая, что сейчас заведения борются за каждого потенциального студента?

– Я хочу сказать, что любой рынок сложен для конкурентной борьбы или для той конкуренции, которая складывается на этом рынке, потому что одно дело, когда есть казахстанские вузы, и российские вузами приходят и конкурируют с вузами Казахстана. Но есть же большой интерес и к вузам Китая, Турции, западных стран, которые тоже очень активно пытаются работать на рынке или в Казахстане, поэтому здесь борьба очень серьезная.

Российские университеты формируют качественные образовательные программы, чтобы, когда ты приходишь в Казахстан, ты мог сказать, что не только вы конкурентны тем, что Россия и Казахстан имеют многовековое добрососедство, а что у вас еще помимо этого хорошая безопасная среда для пребывания и проживания казахстанца на территории России, но и, конечно, первоклассная образовательная программа, обучившись по которой, он получит диплом и будет конкурентоспособен, вернувшись на родину.

Казахстан и Россия увеличивают бюджет на науку

– Расскажите об основных научных проектах Казахстана и России? Как ведется финансирование, идет ли тренд на увеличение бюджетов проектов?

– Однозначно могу сказать, что как в России, так и в Казахстане увеличивают бюджет на науку. В первую очередь, это область медицины. Сейчас востребованы разработки в нефтегазовом секторе. Наши страны очень заинтересованы в сотрудничестве по этому вопросу. Также идет тенденция на "зеленую" энергетику, поэтому страны должны с опережением реагировать на происходящее. Информационные технологии, сельское хозяйство и строительство - это также те отрасли, где Казахстан и Россия активно сотрудничают. Сейчас множество проектов мы развиваем, и в будущем, думаю, их будет еще больше.

Россия поможет в подготовке специалистов в отрасли мирного атома

– На межрегиональном форуме этого года Владимир Путин предложил Казахстану подготовить специалистов по линии атомной энергетики. Окончательное решение о том, будут в Казахстане строить АЭС или нет, еще не принято, и по проекту какой страны, однако вопрос подготовки кадров по столь непростому профилю крайне важен. Расскажите, как предложение российского лидера может быть реализовано?

– Здесь может быть несколько подходов. Если говорить про атомную отрасль, мы очень плотно работаем с Росатомом (российская госкорпорация по атомной энергии) и каждый год предоставляем квоту правительства Российской Федерации для подготовки иностранных специалистов. Когда они, обучившись в России, возвращаются в свою страну для того, чтобы работать на тех объектах, которые Росатом построит, или по проектам, которые развивают атомную отрасль.

Сейчас очень активно развивается и атомная медицина, с ядерной энергией связано множество смежных специальностей. Основной опорный вуз, который ведет подготовку специалистов, – Национальный исследовательский ядерный университет Московского инженерно-физического института (МИФИ). И мы готовы объявить набор ребят из Казахстана по обучению ядерным специальностям. Они, конечно, должны хорошо знать физику, русский язык для того, чтобы воспринимать сложную программу вуза. У МИФИ есть опыт открытия своих филиалов в иностранных государствах, поэтому, если будет обоюдное согласие, я думаю, МИФИ может рассмотреть предложение по формированию здесь своего филиала, чтобы часть ребят обучалась в Казахстане, другая в России.

АЭС в Казахстане: Россия может обеспечить заем до 90% от стоимости строительства - эксперт

Статус русского языка в Казахстане

– Павел Анатольевич, не могу не спросить о работе, которая ведется агентством по линии языковой политики. Скажите, меняются ли сейчас подходы в распространении русского языка в странах СНГ?

– Конечно, как и все в нашем мире не стоит на месте, так в общем и методики, и технологии продвижения языков развиваются, и здесь пандемия очень активно подтолкнула всех к использованию онлайн-форматов, разного рода платформ. И сейчас в России создано много школ, которые предоставляют образование на русском языке, и достаточно много интересных платформ на русском языке, которые помогают изучению. Мы эти платформы активно поддерживаем, потому что мы понимаем, что сейчас многие языки активно изучаются через онлайн-платформы.

Мы удовлетворены, тем что русский язык занимает очень хорошие позиции в Казахстане, потому что он является языком межнационального общения. Во многих школах изучают русский язык. Здесь нужно поблагодарить руководство страны за трепетное отношение к русскому языку.

Ограничивая русский язык, вредим экономике: мнение экспертов

– Периодически мы становимся свидетелями того, как отдельные политики, в числе которых депутаты, позволяют себе неосторожные высказывания, касающиеся языковой политики и суверенитета стран. На ваш взгляд, нужно ли пресекать подобные выпады, ведь это не просто бытовые разговоры "на кухне", а другой уровень, который может повлиять на восприятие граждан Казахстана и России?

– Я думаю, что мы не можем глобально влиять на весь политический спектр, потому что это очень хорошо, когда в обществе развивается плюрализм политических мнений, когда не все в одном направлении идут. Человек, исходя из своего образования, понимания той действительности, в которой он живет, и жизненных принципов, присоединяется к тем или иным воззрениям.

Конечно, в России, когда происходят довольно резкие высказывания, люди реагируют по-разному. В Казахстане также есть люди, которые позволяют себе подобные выпады. Здесь есть один рецепт - то гуманитарное сотрудничество, которое мы развиваем. И чем активнее мы будем знакомить граждан наших государств с историей и культурой двух стран, рассказывая о базе добрососедства, которое было довольно давно заложено, тогда и критические замечания, и выпады будут в меньшинстве.

Люди будут понимать, что мы в хороших отношениях, у нас много смешанных браков между казахстанцами и россиянами, вот это тот культурный базис гражданского общества, который не удастся разрушить.

Лента новостей
0