АЛМАТЫ, 6 ноя - Sputnik, Ксения Воронина. Вознесенский кафедральный собор – один из самых известных символов города Алматы наравне с высокогорным катком "Медеу" и телевышкой на Кок-Тобе. Это эффектное здание в стиле "русский модерн" – шедевр деревянного зодчества, историческая и культурная жемчужина Центральной Азии.
Немногие знают, что 113 лет назад Вознесенский собор также стал основой сейсмостойкого строительства в городе.
Землетрясение, разрушившее Верный
История строительства Вознесенского кафедрального собора восходит к 70-м годам XIX века. В те годы развивался и становился крупным административным, экономическим и духовно-культурным центром Семиречья город Верный, будущий Алматы.
Святыни Вознесенского собора в Алматы
Но Алматы могло и не быть. Во всяком случае, на том месте, где город сейчас расположен.
В конце XIX столетия Верный регулярно сотрясали землетрясения.
"Кто не был свидетелем землетрясения 18 мая 1887 года, не может себе представить, даже приблизительно, ужасы этого дня... Было волнообразное колебание, были вертикальные толчки и, наконец, вращательное движение, а все это вместе было больше, чем достаточно для уничтожения самого прочного здания", - писал в газете "Русский Туркестан" городской архитектор Павел Гурдэ.
Серьезные землетрясения случались в 1880 году, затем множество подземных толчков - в 1881-1884 годы, серьезным испытанием стал 1885 год.
Разрушительное землетрясение произошло в 1887 году. Оно уничтожило город до основания и унесло множество человеческих жизней. Бедствие было настолько трагичным и сокрушительным, что городские власти решили уже не поднимать город из развалин, а построить его на другой, менее сейсмоопасной, территории.
С 1887 по 1890 год в районе Верного произошло еще свыше 600 подземных толчков.
Возродить город на прежнем месте
Но на судьбу будущего мегаполиса повлиял военный инженер, основоположник строительства сейсмоустойчивых зданий Андрей Павлович Зенков.
Он настоял на возведении города на прежнем месте.
"Незачем переносить – строили неправильно, вот и снесло. А мы построим, как следует, – и будет стоять век. Ни одно землетрясение не шелохнет", - приводятся слова Зенкова в книге Юрия Домбровского "Хранитель древностей".
Специальная комиссия разработала правила, согласно которым в местах, подверженных землетрясениям, теперь запрещалось возведение крупных зданий из кирпича и камня. Рекомендовалось использовать древесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах, с устройством подвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами. Город становился приземистым и невзрачным.
Однако Вознесенский собор изменит облик города, возвысившись над архитектурным ландшафтом того времени.
Собор – самое прогрессивное строение
При возведении Вознесенского собора применялись передовые на тот момент технологии, что положило начало высотному строительству в Алматы, задало архитектурный тон его эстетике и функциональности.
Храм создавался как главный элемент застройки зарождающегося города, с мощным градостроительным потенциалом.
Именно тогда город окончательно "определил" место своего центра, фактически, как говорят специалисты.
"Языком архитектуры Вознесенского кафедрального храма были сформулированы стратегия и тактика архитектурно-градостроительного развития не только новой столицы Семиречья, но и всего русского Туркестана", - писал доктор исторических наук, кандидат архитектуры Артемий Туманик.
Первое испытание землетрясением
Храм был построен всего за три года и завершен в 1907 году. А уже 22 декабря 1910-го город Верный подвергся еще одному разрушительному землетрясению – собор пережил свое первое тяжелое испытание.
Выдержат ли дома в Алматы 9-балльное землетрясение
Сила подземных толчков тогда достигла отметки 10 баллов. Сохранились воспоминания Зенкова об этом событии:
"Ночью услышал гул, затем вместе со стулом оказался на полу. Стены трещат, стекла лопаются, со стен картины валятся, штукатурка сыплется! Выбежав на улицу, понял, что началось землетрясение, падая, побежал к собору. Подбежал на площадь парка, увидел собор целым и от радости плакал, смеялся и кричал "Ура-а! Победа, ребята, ура-а!" Кто-то, пробегая мимо, остановился и сказал с сожалением: "Сколько несчастных, еще один рехнулся, бедняга".
Предвидение Зенкова
Что же позволило храму пережить землетрясение? Строение представляет собой гибкую конструкцию. Под действием страшных подземных толчков лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, разбились оконные стекла.
В 1911 году в газете "Семиреченские областные ведомости" Зенков публикует разработанные им основные положения сейсмостойкого строительства.
"С глубокой верой в успехи будущего я не боюсь за наш город, за нашу ... сейсмическую область. Я верю в ее будущее. Я верю, что наш город украсится солидными, в несколько этажей, каменными, бетонными и другими долговечными строениями. При специальном устройстве фундаментов вполне допустима конструкция грандиозных по высоте, до 30-40 этажей, зданий", - указывает Зенков.
Архитектор удивительно точно описал облик современного Алматы и тем самым определил судьбу города.
Секреты Вознесенского собора
Проект собора был разработан Константином Аркадьевичем Борисоглебским в 1899 году. Хотя были и другие проекты авторства Гурдэ, Серебренникова, Тропаревского.
Корректировал и воплощал первоначальный архитектурный замысел Андрей Зенков.
На тот момент опыта возведения монументальных, высотных зданий из дерева не существовало ни в России, ни в мировой практике. Работа Борисоглебского и Зенкова была прорывной.
Многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья – применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов.
Но, прежде всего, уникальность собора заключается в его размерах – это первое высотное здание в истории сейсмоопасного региона, каким является Семиречье. Высота колокольни до подкрестного шара составляет 41,4 метра!
Благодаря инициативе Андрея Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению.
Музей под открытым небом в старорусском стиле создают в Петропавловске
Первый цемент, привезенный в город, использовался в строительстве собора. Андрей Павлович настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась особым образом.
"Рубить не "в лапу", а "в обло" – с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами", - велел Зенков.
Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере.
Колонны Вознесенского собора сделаны не из цельных бревен, а составлены из деревянных кубов, с перерубами крест-накрест для устойчивости при землетрясении.
Все колонны храма под полом соединены мощным брусом в единую систему с помощью так называемого "узла Гербера", который позволяет выдерживать большие нагрузки, препятствуя разрыву конструкции. Подобная система создана и в верхней связке колонн.
Таким образом, при амплитудном механическом воздействии на здание все его силовые блоки двигаются синхронно, и эта синхронность дает дополнительную устойчивость строению при подземных толчках.
Части барабана восьмерика центрального купола скреплены с помощью "тирольского узла", обеспечивающего прочность и герметичность на стыках.
На "подушке" из глины
Некоторые секреты строительства собора были открыты лишь в 70-е годы ХХ столетия во время реставрации храма как памятника Республиканского значения группой архитекторов-реставраторов под руководством археолога Абдукадыра Итенова.
Тогда архитекторы частично восстановили первоначальное внутреннее пространство и внешний декор, были заменены прогнившие фрагменты стен. Технологии начала ХХ века поразили советских архитекторов.
Так выяснилось, что Андрей Зенков в создании фундамента применил опыт древних среднеазиатских мастеров – многослойную заливку в траншеи хорошо очищенной глины, которая создает особую, непроседающую "подушку".
Для погашения боковых сейсмических ударов были придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки.
Зенков просчитал усадку здания на десятилетия вперед практически до нескольких миллиметров, он же придумал систему вентиляции колонн – воздуховоды внутри них, обеспечивающие хорошую циркуляцию воздуха во всей деревянной конструкции храма, созданной из тянь-шаньской ели.
"Когда мы ободрали штукатурку, то были потрясены, увидев идеальной сохранности отесанный брус, как будто вчера срубленный – светлый, чистый, ни букашки. Зенков сделал прекрасную, замечательную систему вентиляции. Удивляешься продуманности, тщательности, остроумию всех решений. Ну, самое яркое, потрясающее - это перекрытие над главным пространством собора", - вспоминает архитектор и дизайнер, доктор философии в области архитектуры Алмас Ордабаев.
Он принимал участие в ремонте Вознесенского кафедрального собора в 1972 году.
Спасение храма от разорения
Уникальное строение могло исчезнуть, когда в 1929 храм подвергся закрытию. Свое детище отстаивал лично Андрей Зенков. Он написал в газету "Степь" заметку "Спасите здание!".
Власти поручили Зенкову сделать капитальную реконструкцию здания под краеведческий музей. Тогда он занимал должность начальника Управления строительного контроля при Совнаркоме Казахской АССР.
Митрополичий округ создает серию книг о храмах и церквях Казахстана
Создатель храма приложил максимум усилий, чтобы сберечь уникальное строение и сделать возможным его восстановление в прежнем величии.
Храм был возвращён Русской православной церкви решением первого президента Нурсултана Назарбаева в 1995 году.
C июля 2017 года в соборе проходила масштабная реставрация. Она завершилась 28 октября 2020 года, храм заново освятили. При освящении храма был выставлен ковчег с частью шипа из тернового венца Иисуса Христа.
Грандиозная реставрация и современный облик
Новый проект восстановления шедевра деревянного зодчества Семиречья разработали в проектно-реставрационной организации "Кумбез" при участии ее руководителя Тимура Турекулова.
Археологическую находку сделали во время строительства торгового центра в Семее
В 1970-е годы Турекулов, будучи молодым специалистом, участвовал в первой реставрации собора, а в 1990-е годы возглавлял процесс возвращения зданию исторического облика православного храма.
Главным куратором процесса реставрации стал ключарь собора протоиерей Александр Суворов.
"Реставрация эта уникальная, по своим масштабам она превосходит даже знаменитую реставрацию 1974-1976 годов под руководством архитектора Абена Итенова. Она затронула все моменты, здесь нет ни одного дециметра поверхности, которого бы не коснулась рука реставраторов. Проведена гигантская работа", - отмечает Суворов.
Великое освящение Вознесенского собора состоялось в Алматы
Были отреставрированы кресты, в них вставлены новые зеркала. Заново выполнена система молниезащиты.
Суворов указывает на особую гордость собора – новую медную кровлю. Заменена штукатурка, полностью отреставрированы паникадила. Выполнена внешняя отделка, перекрыты купола.
Опубликованы редкие фото вскрытия таинственной гробницы Тамерлана
"Расцветка куполов выполнена в исторической манере 1907 года. Заменены маковки, отремонтированы несущие конструкции и стены, заменены поврежденные, неподдающиеся восстановлению элементы здания, восстановлены окна. Установлена система климат-контроля здания и влажности, а также система пожаротушения", - рассказывает Суворов.
Полы из трех видов камней также пришлось восстанавливать – историческая плитка сохранилась не везде. Гранит заказывали из Бразилии, Индии и Китае.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, посетивший Вознесенский собор на завершающих этапах реставрации, дал высокую оценку осуществленному уникальному проекту, назвав его "вторым рождением великой святыни Казахстана".
Об уникальной реконструкции снят документальный фильм "Храм на склонах Алатау". В декабре 2020 готовится к выходу книга "Вознесенский собор. XIX-XXI вв." издательства Казахстанского Митрополичьего округа.
Материал подготовлен при содействии сотрудника Вознесенского кафедрального собора Татьяны Бирюковой.