Почему в Казахстане не хватает сжиженного газа - ответ Минэнерго

© Sputnik / Тимур БатыршинГазозаправочная станция, архивное фото
Газозаправочная станция, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 09.11.2021
Подписаться
Одну из причин дефицита газа в стране связывают с ростом количества автомобилей, использующих сжиженный газ в качестве топлива

АЛМАТЫ, 9 ноя — Sputnik. Первый вице-министр энергетики министерства энергетики Казахстана Мурат Журебеков прокомментировал ситуацию со сжиженным нефтяным газом на внутреннем рынке страны.

По словам вице-министра, в 2018 году принято решение о либерализации ценообразования, в связи с чем согласно Закону "О газе и газоснабжении" с начала 2019 года стартовали торги сжиженного нефтяного газа через электронные торговые площадки (ЭТП). Также министерство энергетики ежемесячно формирует план поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок, в том числе вне ЭТП и через такие площадки.

"Таким образом реализуется поэтапный переход от государственного регулирования процедуры распределения и установления пороговых цен к рыночным способам насыщения внутреннего рынка сжиженного нефтяного газа и созданием баланса интересов между заводами-производителями и потребителями. На сегодняшний день доля сжиженного нефтяного газа, реализуемого на внутренний рынок через ЭТП, составляет 70% от потребления внутреннего рынка", – пояснил Мурат Журебеков.

В ноябре средневзвешенная оптовая цена за тонну сжиженного года составила 151 тысячу тенге.

"Оставшиеся 30% распределяются на внутренний рынок по регулируемой цене - 43 345 тенге/тонна с НДС. Средняя розничная цена по республике составляет 99 тенге/литр и варьируется от 70 до 120 тенге/литр в зависимости от региона", – отметил вице-министр.

Вице-министр энергетики добавил, что со следующего года сжиженный газ на 100% будет реализован через биржи за исключением двух категорий: групповых резервуарных установок и нефтегазохимических проектов.

По словам Журебекова, в 2021 году прогнозируется потребность сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке на уровне около 1,6 млн тонн, в то время как в 2019 году потребление составляло 1,3 млн тонн.

Кто виноват в дефиците газа в Казахстане

Спикер объяснил дефицит газа в стране ростом числа автомобилей, которые ездят на сжиженном газе. По его словам, основные потребители сжиженного газа – автолюбители.

"Это связано с тем, что с 2019 года количество автотранспорта, переведенного на сжиженный нефтяной газ, к 2021 году выросло более чем в два раза. В 2019 году количество автомобилей, использующих сжиженный нефтяной газ, составляло 139 990 единиц, в 2021 году – 313 373 единиц. Стоит отметить, что для автомобилей сжиженный газ является лишь альтернативным видом топлива. Если говорить в миллионах тонн, в 2019 году потребление составляло 1 миллион 300 тысяч тонн сжиженного газа, в 2021 году – 1 миллион 600 тысяч тонн. Рост за два года идет на 300 тысяч тонн, что сопоставимо с годовым потреблением двух крупных областей страны", – подчеркнул Мурат Журебеков.

При этом объемы производимого для внутреннего рынка газа остались на прежнем уровне, к примеру, в месяц производится около 120 тысяч тонн сжиженного газа при ежемесячной потребности 145 тысяч тонн. К тому же заводы-производители продают 100% сжиженного газа исключительно на внутренний рынок Казахстана.

Марцинкевич рассказал, что будет с ценами на газ и нефть - видео

"При такой низкой цене на газ и при таком активном росте потребления понятно, что мы столкнулись с таким дефицитом. Сегодня, когда мы говорим, что перешли на 70% реализации через ЭТП, цена определяется спросом и предложением. Перейдя на биржу, мы исключили посредников. Сегодня сделка осуществляется между заводом-производителем и покупателем. Среди покупателей могут быть газосетевые организации, сами АЗГС и индивидуальные предприниматели. Поэтому, когда растет потребление, а производство остается на том же уровне, это вызывает рост цены. Сегодня рынок определил ту цену, которая есть на газовых заправках", – пояснил вице-министр.

Спикер заключил, что на создание сегодняшней ситуации с газом повлияли и другие факторы: ремонт на Павлодарском НПЗ и завода ТШО, поднятие цены на бирже, также то, что с ноября газ в Алматы будет поставляться с Павлодарского НПЗ, а газ с Шымкентского НПЗ будут поставлять для центральных и северных регионов страны.

Проект перевода алматинской ТЭЦ-2 на газ подорожал в 2,5 раза

Лента новостей
0