Хроническая проблема: депутаты требуют устранить топливный кризис в Казахстане

© Sputnik / Александр Кряжев / Перейти в фотобанкЗаправка, архивное фото
Заправка, архивное фото - Sputnik Казахстан, 1920, 06.10.2021
Подписаться
Государство не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса, заявили депутаты

НУР-СУЛТАН, 6 окт — Sputnik. Топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, — это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью. Такое мнение высказал депутат мажилиса, глава фракции "Народной партии Казахстана" Айкын Конуров.

Депутаты обратились с запросом к заместителю премьер-министра Роману Скляру с просьбой решить насущную проблему.

Предпосылки были летом

Как заявил глава экс-коммунистов на пленарном заседании мажилиса, предпосылки нынешних перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом. Тогда же и прогнозировался осенний дефицит.

"К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим. Идет только констатация уже случившихся проблем. Последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства", - сказал Айкын Конуров.

По его словам, госорганы предпочитают не признавать дефицит топлива, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Однако автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС.

Утечка дешевого топлива в Россию

Конуров отметил, что дефицит топлива и нестабильность цен на него является хронической проблемой. Долгие годы она объяснялась нехваткой производственных мощностей и зависимостью от импорта.

"Сегодня в качестве ключевой причины ответственные госорганы указывают дисбаланс цен и резкий рост потребления более дешевого казахстанского топлива иностранными гражданами и транзитным автотранспортом. Иными словами, причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации - закупить более дорогое топливо в России", - сказал депутат.

"Продай дешевле, купи дороже"

Ранее министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев, комментируя недостаток дизельного топлива в стране, заявил, что Казахстан ведет переговоры с Россией по поставкам солярки. Первые партии уже завезли в республику.

Депутаты Народной партии Казахстана, в свою очередь, называют такой способ решения проблемы "продай дешевле, купи дороже", заявил Конуров.

"Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. Всякий раз проблема решается в "пожарном порядке". При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует", - сказал глава фракции.

Глобальный топливный кризис: кто сорвет куш

Казахстану нужна топливная реформа - НПК

Фракция "Народная партия Казахстана" считает, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки.

"Отмечаем, что вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики, и для социального самочувствия. Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей", - сказал Конуров.

Депутаты обратились к вице-премьеру с просьбой сообщить, какие меры намерено предпринять правительство для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен.

Читайте также:

Лента новостей
0