НУР-СУЛТАН, 6 сен - Sputnik. Третьего сентября в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) премьер-министр Республики Казахстан Аскар Мамин и председатель правления Сбербанка Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве. Согласно документу российская компания примет участие в реализации проектов по цифровизации госсектора Казахстана.
В "цифру" при помощи Сбербанка в числе прочего может перейти оказание государственных услуг населению, отчего должны повыситься скорость и эффективность их предоставления.
Подробности – в материале Sputnik.
Исторический договор
В минувшую пятницу Аскар Мамин и Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Республики Казахстан, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции Data-Driven Government.
Казахстан доверил России "полную цифровую перезагрузку" - Токаев
Церемония подписания прошла в формате видеоконференцсвязи с участием президентов двух стран Касым-Жомарта Токаева и Владимира Путина.
"По сути дела, это серьёзный прорыв, - заявил после подписания господин Токаев. - Нет сомнений в том, что реализация этого стратегического проекта окажет содействие повышению качества жизни граждан Казахстана и улучшению бизнес-климата. В своём недавнем послании народу Казахстана я заявил о необходимости полной цифровой перезагрузки отечественного государственного сектора и выстраивания принципиально новой архитектуры цифрового правительства. Цифровая трансформация, которая приведёт к созданию единой для всех госорганов Казахстана платформы, позволит реализовать концепцию цифрового правительства, кардинально повысить качество работы государственного аппарата и национальных компаний".
"Представленный "Сбером" вариант был выбран правительством Казахстана как наиболее оптимальный и при участии президента, мне это хорошо известно. Это ещё одно подтверждение эффективности и востребованности, в том числе на международных рынках, одной из наших ведущих компаний в сфере цифровых технологий", - отметил Владимир Путин.
По его словам, в рамках проекта Сбербанком должно быть поставлено необходимое программное обеспечение для цифровизации госуслуг. "Кстати говоря, в России это работает эффективно", - заявил президент России.
О чем речь
Data-Driven Government – это государственное управление, основанное на данных.
"Такая концепция подразумевает принятие управленческих решений органами государственной власти на основе методов и технологий анализа больших данных с помощью программных систем поддержки принятия решений в условиях неопределенности", - заявил в разговоре со Sputnik заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г. В. Плеханова Тимур Садыков.
В Казахстане 100% госуслуг станут доступны со смартфонов
"Если говорить простым языком, что называется "объяснить на пальцах", то легче разобраться на примере – как было раньше, и как все эти процессы работают в концепции управления, основанной на данных. Допустим, я производитель печенья, продаю свою продукцию в желтой упаковке. Я выдвигаю гипотезу, что если я изменю цвет упаковки, то продажи вырастут. Согласно старой схеме я бы пошел к дизайнеру, дал задание нарисовать несколько вариантов новой красивой упаковки – красную, желтую, зеленую, синюю – потом собрал бы фокус-группу из 10-15 человек и уже они приняли бы коллективное решение о том, какую упаковку лучше выбрать – прежнюю или какую-то из новых", - поясняет директор департамента информационного дизайна Исследовательского центра международной торговли и интеграции Максим Горчаков.
В новой схеме, отмечает эксперт, сразу после выдвижения гипотезы рисуется несколько вариантов упаковок, производятся небольшие партии с разными упаковками и отправляются в магазины на реализацию.
"Допустим, у меня есть 100 магазинов. В 25 из них печенье идет в старой упаковке, в 25 - в синей, в 25 - в зеленой, и в 25 - в красной. Через какое-то время я беру отчеты продаж и смотрю, есть ли разница. Из этих отчетов я вижу реальные данные, которые могут показать, с какой упаковкой продажи моего печенья идут лучше. И эта реальная информация может разниться с мнением фокус-группы. Соответственно, я принимаю решение на основе реальных данных и запускаю определенную упаковку в производство, поднимая свои продажи", - рассказал Максим Горчаков.
Если говорить про страну в целом, то логика, в общем, остается такой же, отмечает эксперт.
"В режиме реального времени собираются реальные данные, различная статистика в разных сегментах жизнедеятельности страны, все это анализируется, и на основе такого анализа принимаются те или иные решения", - заявил он.
Как это работает в России и что может "перекочевать" в Казахстан
"В России разработано и внедрено передовое программное обеспечение для предоставления гражданам цифровых услуг и сервисов, - говорит Тимур Садыков. - В последние годы Москва уверенно занимает высокие позиции в международных рейтингах цифровизации городов мира. По версии авторитетного аналитического центра Intelligent Community Forum в 2021 году Москва входит в число семи ведущих городов мира в номинации Smart City. По данным 2020 года Москва занимает 6-е место в рейтинге по степени развития электронных сервисов, составленном аналитиками ООН (впереди только Мадрид, Нью-Йорк, Таллин, Париж и Стокгольм - Sputnik)".
Портал государственных услуг является основой подавляющего большинства цифровых сервисов, предоставляемых государством гражданам России - он радикально упростил жизнь огромного числа людей, избавив их от необходимости посещения большого числа учреждений с устаревшими и зачастую дублировавшими друг друга функциями, продолжает эксперт.
"Одним из ярких достижений цифровизации стало широкое внедрение в России систем телемедицины и дистанционной диагностики, по качеству и доступности которых Москва в 2021 году вошла в число трех лучших городов мира, пропустив вперед лишь Нью-Йорк и Сан-Франциско", - отметил господин Садыков.
"Очень большое количество процессов взаимодействия граждан и власти переведены в цифровой формат, что очень удобно для всех сторон – и для граждан, и для государства, - говорит Максим Горчаков. - Для обычного жителя выгоды очевидны – не надо стоять в очередях, не надо никуда ехать, не надо посещать множество кабинетов. Просто зашел на сайт, заполнил анкету, приложил заявку, и, если нужно, то там же оплатил пошлину. Все, заявка ушла, прошло какое-то время - получил ответ, приехал в многофункциональный центр (МФЦ) в оговоренное время, получил необходимую бумажку, уехал. Все быстро и просто".
Казахстанцам станет проще обращаться с запросами в госорганы
Еще один пример подхода управления на основе данных – относительно недавно созданная в Москве Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), говорит эксперт.
"Сейчас это уже внедрено во всех поликлиниках – заходишь на сайт, выбираешь услугу записи к врачу, выбираешь нужного врача и удобное время, записываешься, приходишь, получаешь услугу и через 10 минут уходишь. Раньше – лет семь назад - нужно было идти в поликлинику, занимать живую очередь, сидеть в ней непредсказуемое количество времени, потом сидеть у другого кабинета и так далее. Вот эта информационная система изменила процесс взаимодействия жителей и медицинских учреждений", - рассказал Максим Горчаков.
Также в пример эксперт приводит транспортный сегмент.
"Огромнейшая работа в области цифровизации проделана департаментом транспорта Москвы, - говорит Максим Горчаков. - При помощи результатов анализа реальных данных здесь и сейчас решаются реальные проблемы – убираются из эксплуатации троллейбусы, которые привязаны к проводам, застревают в пробках и не могут объехать препятствия, меняются автобусные маршруты для удобства передвижения жителей Москвы.
На карте в режиме реального времени москвичи могут видеть наиболее удобные и занимающие минимум времени маршруты для передвижения из любой точки города в любой пункт назначения, видно передвижение общественного транспорта по дорогам и точное время прибытия на конкретную остановку благодаря переоборудованию транспорта и появлению в них датчиков ГЛОНАСС. В метро за счет цифровизации и анализа данных оптимизируются пассажиропотоки, распределяется нагрузка и убирается лишняя толкучка. То есть все данные собираются, аккумулируются и обрабатываются, а на их основе принимаются важные для граждан решения".
Что еще?
В феврале этого года в России был создан Координационный центр правительства, и это событие привлекло очень серьезное внимание Нур-Султана, считает научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.
"Партнеры России по ЕАЭС оценили это как технологический скачок вперед. Дело в том, что по большому счету это вполне можно назвать революционным шагом, поскольку была сведена работа всей этой мощной "машины государства" в один штаб, где происходит управление в реальном времени на основе получаемых данных. Сюда входят и вопросы транспорта, и медицины, и внутренней безопасности, и всего прочего. Все подключены к этой системе. Для Казахстана было очень интересно, как Россия перейдет на этот уровень. Россия перешла, координационный центр представлен, Казахстан увидел результат и необходимость координации всех этих процессов", - рассказал Александр Караваев.
У Алматы появится "цифровой двойник"
Старая форма управления, по словам эксперта, нуждалась в изменениях.
"Старшее поколение помнит, как раньше с определенной частотой собирались заседания правительства и решались текущие вопросы. Сначала проходило обсуждение, затем президент или премьер-министр давал указания министрам, те спускали поручения на уровень заместителей, руководителей департаментов и так далее. Выполнение задач тормозилось, все эти процессы необходимо было автоматизировать, ускорять, убирать ненужные соединительные связи, лишние промежуточные звенья, переизбыток бумажного документооборота, надо было избавляться от дублирующих функций различных ведомств", - говорит Александр Караваев.
Переход к Data-Driven Government в России, по словам эксперта, начался после 2012 года и за 5-8 лет это привело к тому, что существует сегодня.
Для казахстанцев за границей доступны пять новых услуг на eGov
"Вполне высокий уровень цифрового обеспечения привел к тому, что управление страной в целом и ее экономическими процессами объединяется теперь в координационные центры, где возможно решать текущие задачи фактически в режиме реального времени. Руководство может видеть, что происходит в конкретный момент времени на конкретных участках движения той или иной задачи. Например, это касается и выплат бюджетникам по какому-либо сегменту – видно, где конкретно Министерство финансов дало указания Центробанку перевести деньги на региональные счета, видно, как региональные счета распределяют средства по государственным бюджетным организациям и так далее. Весь этот процесс становится прозрачным, в реальном времени видно, где и на каком уровне находится решение задач", - рассказал Александр Караваев.
А что в Казахстане?
Государственная программа "Цифровой Казахстан" реализуется в республике с 2018 года. Это комплексная программа, нацеленная на повышение уровня жизни каждого жителя страны за счет использования цифровых технологий.
Основными целями программы называются ускорение темпов развития экономики Казахстана, улучшение качества жизни населения, а также создание условий для перехода экономики на принципиально новую траекторию – цифровую экономику будущего.
В рамках данной программы до 2022 года планируется провести работу в пяти ключевых направлениях:
- цифровизация отраслей экономики - использование онлайн-возможностей и инновационных цифровых технологий как для крупных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса;
- переход на цифровое государство – открытые, прозрачные и удобные возможности для граждан и бизнеса, доступные в любое время в онлайн-формате;
- реализация проекта "Цифрового Шелкового пути" - обеспечение скоростного и безопасного доступа в интернет, а также качественное покрытие мобильной связью территории всей страны;
- развитие человеческого капитала и цифровой грамотности населения благодаря инновациям в образовании;
- создание инновационной экосистемы - развитие технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми связями между бизнесом, научной сферой и государством.
С 2018 по 2020 год на реализацию программы "Цифровой Казахстан" потрачен 41 миллиард тенге, из которых 4,6 миллиарда тенге - на проекты, реализуемые министерством цифрового развития.
Основные проекты цифровизации в Казахстане были заложены в 2000-х годах, отмечает бывший вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Аблайхан Оспанов.
Например, открывались центры обслуживания населения, которые оказывают гражданам весь спектр необходимых госуслуг, а также продолжают свою трансформацию и не перестают развиваться. "Сейчас главная задача для центров – научить граждан получать все доступные услуги самостоятельно, через смартфон, не посещая ЦОН", - отмечает господин Оспанов.
Сейчас, по мнению эксперта, можно говорить о наступлении нового этапа в развитии цифровизации Казахстана.
"В процессе цифровизации нельзя останавливаться, всегда нужно идти в ногу со временем. Сейчас наступает эра BigData (обработка больших объемов данных, - Sputnik), то есть государственные органы сейчас идут не просто к сбору и анализу данных, а к прогнозированию. Поэтому коллаборация со странами позволит Казахстану развиваться, обновляя свои технологии, оборудование и инфраструктуру. Особенно актуально это в условиях сотрудничества стран в рамках ЕАЭС", - резюмировал Аблайхан Оспанов.