АЛМАТЫ, 19 ноя — Sputnik. Группа сотрудников МВФ провела виртуальную миссию в Казахстане в период со 2 по 13 ноября для обзора экономического развития, перспектив, рисков и политики. Они высоко оценили работу Нацбанка и правительства в период пандемии коронавируса.
Обсуждения также были сосредоточены на последствиях пандемии и ценового шока на рынке нефти, преимуществах и проблемах ответных мер политики уполномоченных органов, а также приоритетах реформ после пандемии, сообщается на сайте Национального банка Казахстана.
МВФ дал высокую оценку мерам реагирования на пандемию в рамках государственной политики со стороны уполномоченных органов и решительно поддержал их приверженность более устойчивому и инклюзивному росту в посткризисный период.
В Казахстане сохраняется низкий уровень госдолга – аналитики
"Уточнение бюджета 2020 года и продолжающиеся антикризисные меры обеспечивают критически важную помощь уязвимым домохозяйствам и предприятиям. Заглядывая в будущее, также потребуются дальнейшие усилия для устранения основных структурных ограничений, сдерживающих появление процветающего частного сектора, экономический рост и создание рабочих мест", - сказано в заявлении МВФ.
Отмечается, что их реализация усилит принятые меры по сохранению макроэкономической стабильности и укреплению госполитики и институтов.
"МВФ готов и в дальнейшем на текущей основе предоставлять консультации по вопросам политики и расширять техническую помощь во всех ключевых областях политики, рассмотренных выше", - заявили в валютном фонде.
Сенаторы вернули законопроект о бюджете на 2021-2023 годы в мажилис
Экономическое развитие и перспективы
Отмечается, что экономика пострадала от пандемии COVID и ценового шока на рынке нефти. Объем производства сократился примерно на 2,8% за первые девять месяцев этого года из-за снижения активности в сфере услуг и сокращения добычи нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+.
Миссия прогнозирует, что в 2020 году экономическая активность сократится в целом на 2,7%, а в следующем году рост вернется к положительным значениям, хотя сохраняются значительные риски в отношении развития пандемии, нестабильности цен на нефть и торговой напряженности с участием основных торговых партнеров.
Денежно-кредитная и курсовая политика
После резкого падения цен на нефть в марте Нацбанк повысил учетную ставку с 9,25 до 12%, расширил коридор процентных ставок, предпринял интервенции на валютном рынке и внес изменения в положения о порядке приобретения иностранной валюты, чтобы ограничить краткосрочную нестабильность обменного курса.
По мере ослабления давления на валютном рынке и нарастания опасений по поводу экономической активности базовая ставка была снижена до 9% к лету, расширены существующие программы кредитования по льготным ставкам и запущена новая программа для малых и средних предприятий. Эти меры оказались успешными в поддержании кредитования частного сектора, считают в МВФ.
Годовая инфляция в Казахстане приблизится к 6% только к концу 2021 года
Хотя реакция по линии денежно-кредитной и финансовой политики на кризис была решительной и своевременной, она еще больше усилила и без того значительную роль государства в финансировании экономики, подчеркнули в МВФ.
"Учитывая неопределенность в отношении возможной второй волны пандемии, антикризисные меры, возможно, потребуется расширить, но важно провести их постепенное сворачивание, с целью сокращения государственного вмешательства и создания основ для восстановления экономики на основе рыночных механизмов", - говорят эксперты МФВ.
В более широком плане обсуждаемая в настоящее время среднесрочная денежно-кредитная стратегия будет иметь ключевое значение для выявления и устранения препятствий на пути к эффективной реализации денежно-кредитной политики.
Также в МВФ заявили, что приверженность Нацбанка политике инфляционного таргетирования заслуживает высокой оценки. Это включает поддержание гибкого обменного курса, служащего, как показали события весной текущего года, амортизатором, при одновременном продвижении политики, направленной на снижение долларизации и проведение реформ, нацеленных на постепенное снижение воздействия волатильности обменного курса на инфляцию.
Курс тенге незначительно укрепился: что влияет на казахстанскую валюту
"В этом отношении усиление доверия к государственной политике выиграет от укрепления независимости НБРК, установления надежных целевых показателей инфляции и укрепления механизмов передачи воздействия денежно-кредитной политики в целях более эффективного ограничения инфляционных ожиданий", - добавили в МВФ.
Политика в финансовом секторе
Большинство банков вступили в кризис Covid с относительно большими запасами капитала. Во время пандемии был введен ряд временных регуляторных послаблений, включая снижение требований к капиталу и ликвидности, снижение весовых коэффициентов рисков и замораживание классификации кредитов по определенным кредитным экспозициям.
"Эти меры помогли смягчить влияние кризиса, но их следует постепенно сокращать, по мере восстановления экономики, чтобы ограничить риски для устойчивости финансового сектора", - отметили в МВФ.
Там, где это уместно, банки должны разработать действенные среднесрочные планы по восстановлению своих резервов капитала и ликвидности и принять меры в отношении выявленных потребностей в рекапитализации.
Сенаторы вернули в мажилис Налоговый кодекс: какие поправки внесли депутаты
Налогово-бюджетная политика
Уполномоченные органы прибегли к контрциклической налоговобюджетной политике в ответ на пандемию COVID-19. Миссия поддерживает использование доступных бюджетных резервов в текущих обстоятельствах для защиты благосостояния населения.
Ожидается, что общий дефицит сектора государственного управления (включая местные бюджеты и Нацфонд) увеличится до 5,5% ВВП в 2020, отражая понижение уровня доходов и дополнительные расходы на здравоохранение, денежные и натуральные трансферты уязвимым домохозяйствам, а также поддержку МСП и наиболее пострадавшим секторам.
В 2021 году налогово-бюджетная политика останется адаптивной для поддержки восстановления экономики. Налогово-бюджетный стимул приведет к увеличению государственного долга на 4% ВВП в период с 2019 по 2021 года. Тем не менее уровень долга остается существенно ниже активов Нацфонда.
Миссия сотрудников МВФ приветствует план уполномоченных органов по дальнейшему укреплению налогово-бюджетной системы и подходов к управлению бюджетными рисками. Миссия подчеркивает, что эффективная налогово-бюджетная система базируется на надлежащей финансовой прозрачности и механизмах управления государственными финансами.
Нацбанк Казахстана провел минимальные валютные интервенции в этом году
Восстановление резервов
Миссия сотрудников МВФ отмечает возможности для налоговых реформ для роста объемов ненефтяных поступлений и обеспечения справедливости, в том числе за счет повышения НДС и внедрения прогрессивного подоходного и имущественного налогообложения. Эти реформы должны быть хорошо подготовлены и сопровождаться мерами по сокращению неформальной экономики.
Структурные реформы
Миссия поддерживает приоритетные области, определенные уполномоченными органами в новой стратегии развития, включая: повышение конкуренции, уменьшение участия государства в экономике, развитие недобывающих отраслей, повышение эффективности государственного управления, укрепление институтов управления и совершенствование систем здравоохранения и образования. Хотя на темпы этих реформ может повлиять кризис Covid, остается важным сохранение успехов, достигнутых в последние годы, и поддержание динамики реформ.
Кроме того, миссия поддерживает планы уполномоченных органов по внедрению новых цифровых технологий и решению экологических проблем, которые могут открыть новые возможности для будущего экономического роста и создания рабочих мест.
МВФ придумал, как спасти мир: кому это угрожает нищетой
Когда будет следующая миссия МВФ в Казахстане
Миссия предлагает провести консультации 2021 года по статье IV весной 2021 с акцентом на политику, направленную на восстановление после пандемии коронавируса. Обсуждения могут быть посвящены вопросам налогово-бюджетной системы и налоговой политики, функционирования систем денежно-кредитной и курсовой политики, регулирования и надзора в финансовом секторе, а также структурных реформ для содействия экономической диверсификации и устойчивому инклюзивному росту.