АЛМАТЫ, 1 июл — Sputnik. Около 20 абитуриентов получат возможность бесплатно обучаться у ведущих театральных педагогов из Казахстана и России. Независимый алматинский театр ARTиШОК набирает всех желающих на бесплатный актерско-режиссерский курс. Корреспонденты Sputnik Казахстан побывали на пресс-завтраке и узнали подробности.
Управляющий директор ARTиШОКа Анастасия Тарасова сообщила, что экзамены пройдут в три этапа: с 25 августа по 5 сентября. Обучение начнется с сентября 2021-го и продлится два года, после чего выпускники курса получат дипломы.
Перестать быть формальным - интервью с обнажившейся ради роли актрисой "ARTиШОКа"
"Мы уже принимаем заявки, информация есть на сайте. Есть анкета, которую нужно заполнить. Мы набираем людей на грант, обучение бесплатное. Будет огромное количество практики, а также возможность обучаться у лучших театральных педагогов из Казахстана и России", - уточнила Тарасова.
Выпускники покажут свои работы
Отметим, что подобный курс в ARTиШОКе уже проводился. Абитуриентов набрали в 2019 году, и в ближайшее время будет выпуск.
Так, в эти выходные 5, 6, 7 июля в Алматы пройдут показы девяти 40-минутных режиссерских эскизов выпускников актерско-режиссерского курса театра.
"На протяжении этих трех дней будут представлены режиссерские дипломы. Выпускники покажут 40-минутные эскизы. Всего их будет девять – каждый вечер по три эскиза", - говорит Тарасова.
По ее словам, все три вечера уникальны и пройдут сразу в трех локациях.
Первый вечер начнется на площадке культурного пространства "Дом 36" на Барибаева, 36. Там покажут одно представление. Два остальных эскиза можно досмотреть на Малой сцене ARTиШОКа.
Во второй вечер все три эскиза пройдут на Малой сцене. Завершающий день показов пройдет на Большой сцене театра.
Худрук театра Галина Пьянова добавила, что на представление эскизов приедут несколько государственных областных театров для того, чтобы, если им понравится какая-то работа, пригласить этих ребят для постановки в государственный казахстанский театр.
"То, что мы людей уже начинаем трудоустраивать и отвечаем за качество, которое мы даем в образования, для нас очень важно. И важно то, что из 18 человек, набранных на курс, остались почти все – 15. Это большая редкость. Обычно набираешь большой курс и знаешь, что половина отсеется", – поделилась опытом Пьянова.
По ее словам, один актер уже положил свою трудовую книжку в гостеатр, двое - еще думают, остаться в ARTиШОКе или уходить.
Театр на "летнике": необычную распродажу устроили артисты ARTиШОКа — фото
Выучиться на театрального менеджера
Кроме того, ARTиШОК ведет переговоры с университетом AlmaU, с которым коллектив театра сотрудничает много лет. Там будет запускаться магистерская программа или краткосрочный курс, нацеленный на театральных менеджеров.
"Сам институт проявляет интерес к формированию нового поколения театральных менеджеров. Я предлагала назвать эту профессию по-другому, так как слово "театр" многих отпугивает, назвать креативный менеджмент или арт-менеджмент. Но там есть интерес именно к театру, потому что это определенная институция, у которой есть уникальные инструменты, которую хочется более четко артикулировать, реализовывать в Казахстане", - отметила Анастасия Тарасова.
Пандемия во благо
На вопрос, как театр выживал в пандемию, Тарасова призналась, что дня них сам глагол "выживать" не является приемлемым.
"Если смотреть на условия, которые диктует драматургия, есть обстоятельства непреодолимой силы. Пока они преодолеваемы. Для нашей команды ежедневная задача – приходить на работу, анализировать эти обстоятельства, смотреть, какие у нас есть сильные стороны, что мы можем сделать, как мы можем в очередной раз начать с нуля. Но пока мы живы, пока у нас есть площадка, вера и любовь в свою профессию, зрителя и город, никаких непреодолимых обстоятельств не существует", - говорит управляющий директор ARTиШОКа.
Напротив, продолжила она, этот сезон был одним из самых успешных, уникальных и действительно неповторимых. Ситуация во время карантина и ограничений, дала коллективу много возможностей для развития.
Артисты выживают как могут - алматинский театр "ARTиШОК" превратился в летник
О сложностях взаимодействия независимых театров с государством
Касательно господдержки руководство ARTиШОКа заявило, что власти им не помогают, так как у государства до сих пор нет никаких программ, никаких инструментов взаимодействия с независимыми театрами, культурными институтами, площадками, галереями, инициативами, художниками. Государство до сих пор не научилось понимать, что это тоже может быть полезно, утверждает Анастасия Тарасова.
Напомним, в феврале этого года президент заявил, что в Казахстане должны быть креативные индустрии, нужно их поддерживать, развивать, потому что это – "новая нефть". В феврале в Алматы появилось управление креативных индустрий.
"Нас, как и многие творческие коллективы, отнесли к креативным индустриям. Возникла такая ситуация, что мы впервые стали нужны. Приходят чиновники и условно говорят: "Что мы можем сделать для вас?" Но мы впервые находимся в такой ситуации, что задаемся вопросом сами, а что мы можем сделать для общества, города. И если захотим, то пойдем с вами на контакт или встречу", - делится Анастасия Тарасова.
Она уверена, что 90% всех людей, которые занимаются креативной индустрией, – это независимые авторы, независимые участники этого рынка, к которым у государства появился интерес, которые нужно к себе присоединить или отчитаться по ним. В августе уже должна быть представлена программа, как креативные индустрии должны развиваться в Казахстане.
"В этой связи у них появилось активное, но неконкретное внимание к нам. Я просила проанализировать, сколько фестивалей в Алматы было закрыто за это время, и попробовать изобрести что-то новое. Но, к сожалению, они не умеют профессионально выстраивать коммуникации с театрами. Даже не могут сказать, какой технический райдер (как все вывозить, на какой сцене играть, есть свет или нет и так далее) предусмотрен для того или иного фестиваля", - посетовала Тарасова.
Всемирный день театра – когда и где появились первые храмы искусства
По ее мнению, пока чиновники не будут обращаться конкретно к участникам рынка, не обращать внимания, не мониторить, то они не смогут решить проблемы, которые происходят здесь и сейчас.
"В наши отношения с государством я не очень верю. Но сейчас есть какой-то минимальный прецедент, когда у кого-то есть шанс сделать что-то реальное на основе этой шумихи с креативными индустриями. Раньше для независимых театров вообще ничего не делалось", - заключила Тарасова.