АЛМАТЫ, 15 янв — Sputnik. В начале этого года президент Токаев заявлял, что сегодня в мировой киноиндустрии востребованы исторические сценарии, а казахстанцы мало интересуются такими фильмами. Глава государства сказал, что в будущем киноведы должны уделить этому вопросу особое внимание.
Что думают на эту тему представители кинематографа, читайте в материале Sputnik Казахстан.
Историческое кино становится актуальным
Режиссер Рашид Нугманов считает, что сейчас историческая тема стала особенно актуальной в связи заявлениями небезызвестных политиков о якобы отсутствовавшей государственности у казахов.
Все звезды советского кино в Алма-Ате. Как жил "Голливуд на границе Китая" в войну
Нугманов работает над документальным фильмом, посвященным внуку Чингисхана Бату – великому политическому деятелю XIII века, основателю Золотой Орды. История Бату и его отца Джучи будет детально проанализирована в интервью с казахстанскими, российскими и европейскими историками, писателями, публицистами, а игровые сцены, снятые в научно-популярном жанре Discovery Channel, должны дополнить рассказ исследователей.
"Наш проект о Бату, основателе Золотой Орды, теснейшим образом связан с историей России. Близкие отношения Бату и Александра Невского, возведенного православной церковью в ранг святых, подвергались на протяжении веков самым разным оценкам, от резко негативных до осторожно позитивных", - рассказал он.
Есть все основания полагать, что их связь воплощает в себе взаимоотношения двух народов и двух государств, считает Нугманов. Время доказывает, что эта связь гораздо глубже любых краткосрочных идеологических целей и, несомненно, продолжат развиваться впредь. А в какую сторону, зависит от каждого из нас, добавил режиссер.
Фильму "Конец атамана" 50 лет: звезд казахского кино поздравил Токаев
"Если скинуть шоры, сравнить первоисточники, многие из которых противоречат друг другу, составить их воедино из пестрых осколков, возникает удивительная трехмерная картина – взаимоисключающие вещи обретают новое драматургическое качество, способное пролить свет на многие загадки, вокруг которых спорят историки и ломают копья политики", - уверен Рашид Нугманов.
Он добавил, что художественный взгляд имеет такое же право на существование, как историческая наука или политические интересы: это не менее важный инструмент изучения прошлого, оценки настоящего и программирования будущего.
В прокате должны показывать больше казахстанского кино
Режиссер Сатыбалды Нарымбетов считает, что сейчас нужно приложить все силы, чтобы в прокате показывали больше казахстанских фильмов.
"Нашему зрителю практически не показывают наши фильмы, но надо вернуть кинопрокат в родное лоно, чтобы кинотеатры демонстрировали больше отечественных фильмов, нежели голливудскую продукцию. Сейчас нужно снимать хотя бы один большой исторический фильм каждый год. Посмотрите "Қазақ елі" - плохой фильм, что ли? Очень достойный фильм. А почему такое недоверие?" - спрашивает он.
Нарымбетов посетовал, что нынешнее поколение воспитывается на чужой истории, на фильмах Голливуда, а у США совсем другая история, не похожая на казахстанскую.
"Поэтому наш президент и говорит о том, что необходимо раскопать и восстановить свой автопортрет, исчезнувший под многовековой пылью. А для этого надо приложить много сил и проявить сильное желание каждого из нас, кто бы он ни был", - говорит Нарымбетов.
Режиссер также посетовал на скептическое отношение к казахстанским историческим фильмам.
"Мы в который уже раз наблюдаем это скептическое отношение к казахскому кино. Но послушайте, у нас есть много талантливых ребят, которые даже во время карантина, получали заслуженные призы. Почему мы не поддерживаем их через наш отечественный кинопрокат", - недоумевает режиссер.
Он привел в пример исторический фильм "Кочевник", куда пригласили иностранцев.
"У нас были тогда достойные претенденты, один из главных - Тимур Бекмамбетов, затем Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, но их даже не рассматривали. Всегда у нас срабатывает такой психологический фактор – в чужом саду яблоки больше и слаще. Но у нас тоже яблоки вкусные, только надо их вкусить", - говорит режиссер.
Исторические фильмы, по его мнению, необходимы как для современного развития Казахстана, так и для будущих поколений.
"Не все понимают, что, прокатывая у нас иностранные фильмы, мы добровольно внедряем в сознание наших зрителей чужую нам идеологию и даже субсидируем их фильмы. А это уже небезопасно для нашего молодого еще государства. Пусть показывают голливудские боевики, европейское кино, авангард, но главное внимание - нашей отечественной кинопродукции", - уверен Нарымбетов.
Как снимать кино, чтобы выйти на мировые платформы
Казахстанский режиссер и продюсер Абай Карпыков, который успешно работал в самых разных форматах и киножанрах от игрового кино и сериалов до "мыльных опер" и сопродукции, рассказал, как нужно строить работу над проектом, чтобы попасть на большие стриминговые платформы.
"Netflix берет качественные картины, они не покупают и не производят что попало. Вы знаете, сейчас к ним попадают российские картины, и это очень важный шаг, потому что такой формат сотрудничества очень выгоден. Профессиональное, достойное в художественном смысле кино - самое точное для зрительского восприятия. Мы не должны думать, что для зарубежного зрителя надо делать одну картину, а для себя можно другую - попроще. Так не должно быть, здесь все должно быть достойно", - выразил мнение Карпыков.
Тем не менее, говорит он, для классического проката это должно быть кино большого художественного стиля. Что касается телевизионного формата, там также надо все делать безукоризненно, без "ряженых" персонажей, передавая историческую реальность, но не исключая при этом творчество, сказал Карпыков.
Топ-10 самых популярных актеров 2020 года по версии IMDb - фото
"Посмотрите на американские исторические фильмы – в них заложен американский взгляд на мир, при этом все сделано очень зрелищно. Мы тоже должны так работать. А учитывая, что наступило новое время и может быть жить в онлайн-режиме мы будем еще многие годы, поэтому наше сегодняшняя реальность – это интернет", - сказал продюсер.
Кроме того, не нужно исключать сериальное кино. Его можно снимать в формате мини-сериалов, а можно делать длинный формат в несколько сезонов. Работает и то, и другое.
"Главное условие - если проект исторический, делать его надо качественно", - подчеркнул Карпыков.
Однако, чтобы снимать качественное историческое кино, нужно много средств, и без госфинансирования здесь не обойтись.
"Иначе мы просто уйдем в создание малобюджетных картин, которые, как правило, не решают поставленные задачи. Это большинство современных картин, особенно фестивальных, можно снять за пару съемочных недель на натуре, для этого много денег не нужно. А историческая картина требует гораздо больших затрат. Без поддержки государства у нас такое кино не состоится", – отметил продюсер.
А чтобы привлечь молодежь смотреть историческое кино, нужно делать его профессионально, художественно и качественно. Зрителя не надо загонять в кинозал, нужно просто привлечь его внимание.
"Надо этим заниматься и заниматься профессионально. Должна быть выстроена система, которая позволит привлечь внимание зрителя. А молодежь все равно захочет увидеть кино про своих предков, свою страну и ее историю, а значит, и про себя", - заключил Абай Карпыков.
Чем запомнился критикам прошлый год: фильмы, обязательные к просмотру
Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев в начале этого года затронул вопросы поддержки кинопроектов на исторические темы. Он подчеркнул, что есть много важных вех и событий, о которых сегодня можно снимать кино.
"Сегодня в мировой киноиндустрии востребованы исторические сценарии. Есть много фильмов о великих событиях Америки и Европы. Теперь Netflix, HBO и другие крупные кинокомпании направляются в Азию. Почему, например, не история Золотой Орды, одной из самых могущественных империй в мире?" - предложил глава государства.
Он заявил, что в будущем киноведы должны уделить этому вопросу особое внимание.