А чем мы, старшеклассники, увлекались в восьмидесятые?
Коллекционирование
А вот спичечные коробки коллекционировали строго мальчики, так же как и собирание фантиков от конфет считалось девчачьим занятием. Еще многие очень гордились коллекциями елочных игрушек, причем часто игрушки были рукодельными. В журналах для детей и подростков, таких, как "Барвинок", "Костер" и "Мурзилка", даже печатали рекомендации о том, какие можно сделать елочные украшения из цветной бумаги, картона, яичной скорлупы, орехов.
"Зарница"
Патриотическая игра советских пионеров напоминала собой военные учения. С делением на команды, выносом знамен, постановкой тактических задач и маршрутом для каждой команды от "старта" до "финиша". Всегда надо было по пути преодолеть пересеченную местность, часто – небольшой водоем, иногда даже разобрать бурелом. Командирами отрядов назначались старшие вожатые. Был еще во всей этой кутерьме такой человек, как знаменосец. Именно этому человеку доверяли донести до финиша, чаще всего под рубашкой, чтобы не отобрали коварные противники, знамя отряда. Какая команда водружала свой фетиш на месте финиша первой, та и выигрывала.
Клубы по переписке
Они были практически в каждой школе, назывались КИДы – клубы интернациональной дружбы. Подростки из разных стран мира писали друг другу письма, достаточно было просто написать на конверте адрес любого населенного пункта, выбрав, буквально, по карте чехословацкий, венгерский, немецкий городок или поселок с пометкой "доставить в местную школу", чтобы через несколько недель получить ответ. Писали и не в Европу. В нашей школе девочки, например, строчили послания сверстницам во вьетнамские деревни, в Индию. Выводили небольшие истории о жизни своего класса на русском языке, а внизу – делали перевод на английский или немецкий. Я — на немецкий, его тогда изучали практически во всех школах, классы делились на группы во время уроков иностранного, одна группа шла заниматься в кабинет немецкого, другая – английского. Кстати, вьетнамские девчонки отвечали нашим девчонкам на русском. Возможно, они изучали его в своей школе как иностранный.
Сейчас, конечно, и представить себе трудно, чтобы дети по интернету переписывались пионерскими ячейками или спортивными командами. А тогда каждое письмо в КИДе читали по несколько раз вслух, обсуждали коротенькие рассказы заграничных школьников и наивно удивлялись многим вещам.
Гербарии
Собственноручно сделанные альбомы с засушенными растениями были делом чести для многих отличников. Это сейчас "Ботан" – кличка для мягкотелого тихого умника, а в советские времена станции и кружки юных натуралистов по стране посещали миллионы детей. И заниматься наукой, ботаникой, зоологией, физикой (это в кружке юных техников) было престижно. Благо, бесплатно. Хочешь – в живом уголке за зверями ухаживай, хочешь – ставь эксперименты на опытном поле.
Я, как и многие-многие подростки восьмидесятых, любившие науку, собирала гербарий. Причем, не просто коллекцию высушенных растений, а растений лекарственных.
Кстати, сушить собранные экземпляры было не просто, своя техника и температурный режим есть для растений с сочными листьями, своя – для хвойных растений. Высушенные ветки и листочки прикреплялись мягкими скобами к белым картонным листам специального альбома, и перекладывались калькой. Под растением наклеивалась карточка с описание его свойств.
Аэробика
У девочек старшего школьного возраста чрезвычайно популярным увлечением была аэробика или, как её называли, ритмическая гимнастика. Проще говоря, зарядка под музыку. Почти что танцы.
Кстати, у тех девчонок, что занимались аэробикой, была своя особая мода. Непременно вязаные полосатые гетры, однотонные футболки, короткие шорты, отороченные яркой тесьмой. Родителям нашим такие наряды казались вызывающими и безвкусными, но они их не запрещали. Ведь не на дискотеку же мы в них ходили, а в спортивную секцию для девочек.