Данила-тренер и его пророческий фильм

© Photo : youtube.com/iVideosКадр из кинофильма "Тренер"
Кадр из кинофильма Тренер - Sputnik Казахстан
Подписаться
Данила Козловский не обманул: его режиссерский дебют, "Тренер", действительно лучший фильм о футболе. Он обеспечивает полное погружение в игру и футбольную среду, рассказывая сказку, которая даже в реальной жизни может стать былью.

В середине недели состоялись полуфиналы Кубка России. В одном из них курский "Авангард" обыграл ярославский "Шинник". Оба – представители ФНЛ, первой лиги. В другом действующий чемпион России и главный фаворит турнира московский "Спартак" принимал скромный клуб "Тосно", который, скорее всего, вылетит из премьер-лиги, который не нужен руководству Ленинградской области и который возглавляет бывший футболист "Спартака" Дмитрий Парфенов.

"Тосно", уступая в счете, на последних минутах основного времени отыгрался и победил в серии пенальти, выйдя в финал. И теперь в Лиге Европы выступит победитель Кубка России – либо "Авангард", либо "Тосно", и там сможет теоретически встретиться с лондонским "Челси", очевидно, не попадающим в Лигу чемпионов от Англии на будущий сезон.

Вы можете задаться вопросами, не перепутал ли я темы и зачем вам все это знать? Дело в том, что каким-то непостижимым образом Даниле Козловскому удалось снять пророческий фильм о событиях, случившихся за день до выхода его картины в прокат.

"Тренер", чьими главными героями являются скромная команда "Метеор" и ее наставник Юрий Столешников, это кино и об "Авангарде", и о "Тосно", и о Парфенове. Но главное – оно о футболе. Не про футбол, не про героев, чьи жизни развиваются на фоне футбола, а кино именно об игре. Обо всем том, за что миллионы людей ее так любят.

Конечно, такое близкое пересечение с реальностью, в том числе по датам, это всего лишь совпадение. Однако оно не было бы возможно, если автор этого грандиозного проекта не погрузился в тему максимально, не любил игру. А я читал рассказы российских коллег-комментаторов, сотрудничавших с Козловским при создании "Тренера", о том, как он пашет, как он живет фильмом. И эта пахота принесла результат.

Открытие кинозала IMAX в многозальном кинотеатре Синема парк - Sputnik Казахстан
"Тренер" с французским акцентом – обзор главных кинопремьер недели
…Капитан сборной России по футболу Юрий Столешников (Данила Козловский) в матче против румын при счете 0:1 решает исполнить пенальти в стиле Антонина Паненки – издевательским "парашютом" по центру ворот. И не забивает. Заведенный из-за неудачи Столешников в довершение зарабатывает удаление и пытается исполнить "финт" Кантона в адрес наехавшего на него фаната. Итогом грандиозного фиаско возрастного, 34-летнего футболиста становится дисквалификация на год и фактический уход из футбола. Родной "Спартак" не поддержал Столешникова, тот два года чем-то занимался, играл в регби, наверное, выпивал. Но вдруг его находит предложение клуба "Метеор", только-только вышедшего в ФНЛ, превратиться из грязного регбиста в стильного главного тренера. В южном приморском городке, который в концовке фильма, благодаря комментатору Нобелю Арустамяну, оказывается Новороссийском, Столешников знакомится с пафосным, но не слишком коррупционным мэром (Виктор Вержбицкий), его дочерью и по совместительству президентом "Метеора" Ларисой (Ирина Горбачева) и доктором Варей (Ольга Зуева). Помимо Вари, здесь также присутствует Лобанов, который, видимо, сбежал от доставшего его Быкова, отрастил мощную бороду и превратился в предводителя местного дворянства, простите, фанатства (Александр Ильин-младший).

Кроме того, в "Метеоре" Столешников обнаруживает известных футболистов Дмитрия Сычева и Алана Гатагова, которые сменили имена, и, понимая, что это неспроста, тренер весь фильм их не узнает, а футболисты весь фильм молчат, не выдавая себя. В "Метеоре" Столешников сталкивается с провинциальным футболом в первой лиге во всей его красе – отсутствие мотивации у игроков, "сливы", купленные судьи и прочие радости жизни. Однако Юрий не был бы спартаковцем, если бы не изменил ситуацию.

Писатель Сергей Лукьяненко. Архивное фото - Sputnik Казахстан
Тасмагамбетов и Сергей Лукьяненко посмотрели фильм "Черновик"
Фильмов про футбол снято множество. Но именно про футбол. "Вратарь", "Побег к победе", "Гол!", "Матч" — это только самые известные из них. Во всех игра была где-то на втором плане, да и снята не ахти как – на низких скоростях и неестественно. "Тренер" — первый фильм именно о футболе, обо всех его составляющих.

Вот игрок, которого за одну ошибку, да безрассудную, предали анафеме, но он встает и движется дальше. Вот команда из футболистов за тридцать, которым уже ничего не нужно, кроме зарплаты и премиальных вовремя, но которые вспоминают, что они пришли в игру не только за деньгами. Вот болельщики, готовые словесно уничтожить игроков, но когда действительно нужно, они будут с командой и с тренером. Весь фильм "Тренер" можно было бы назвать сказкой, но в самом начале я привел доказательство: футбол – это игра, где сказки случаются. И "Тренер" пропитан любовью к игре.

Кадр из фильма Такси-5 - Sputnik Казахстан
Воскрешение мертвого "Такси"
Козловский, который здесь не только актер и режиссер, но и соавтор сценария, создал с коллегами такие диалоги, к которым практически невозможно подкопаться. Он "передает привет" великим советским тренерам Константину Бескову (герой Владимира Ильина, помощник Столешникова, смотрит матчи исключительно с трибуны) и Валерию Лобановскому (Столешников максимально "грузит" команду на тренировках). Он настолько уважает и любит игру, что это чувствуется в каждом кадре. Ну а эмоциональная сцена в полуфинале Кубка России – просто высший пилотаж.

Не буду писать, что "Тренер" соткан из одних только достоинств. Это не так. Окруженная отличными априори и прекрасно играющими в "Тренере" актерами (к упомянутым выше необходимо добавить Андрея Смолякова, исполнившего роль отца Столешникова) слабо выглядит сыгравшая Варю Ольга Зуева.

Интересный персонаж, интересная внешность, но практически каждая фраза из ее уст звучит фальшиво. Непонятно зачем придумана и почему не дожата линия с "заговором" против "Метеора" — без нее можно было легко обойтись. В сценарии достаточно шаблонов, и многие вещи угадываются заранее. Впрочем, общей картины они практически не портят.

На удивление быстро российские кинематографисты научились снимать великолепные фильмы про спорт. "Легенда №17", "Движение вверх", и вот теперь "Тренер". В отличие от предшественников, в основе "Тренера" нет реальной истории. Но, как показывает жизнь, такие реальные истории все же случаются.

Лента новостей
0