13:20 24 Октября 2021
Прямой эфир
  • USD426.32
  • EUR496.24
  • RUB6.04
Аналитика
Получить короткую ссылку
101100

Корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с одним из создателей фильма "28 панфиловцев" Кимом Дружининым об интересе и претензиях к фильму, об особенностях сюжета, о прошлых и настоящих отношениях россиян и казахстанцев

АСТАНА, 30 дек – Sputnik, Сергей Ким. Фильм "28 панфиловцев" стал едва ли не главной сенсацией российского кино уходящего года. Во-первых, картина установила рекорд еще в досъемочный период, когда по принципу краудфандинга (добровольных пожертвований – прим. авт.) были собраны 34 миллиона рублей (более 180 миллионов тенге в пересчете). Во-вторых – общие кассовые сборы троекратно превысили затраты (а это значит, что даже с учетом "дележки" с кинотеатрами, фильм все равно полностью окупился). 

Учитывая, что около 18 миллионов рублей на создание военной драмы авторы получили по линии казахстанского министерства культуры, приходится констатировать: "28 панфиловцев" — в ряду самых удачных финансовых вложений нашего государства в свой исторический имидж. 

Как и обещали создатели, после проката фильм сразу же появился в интернете в свободном доступе. Sputnik Казахстан поговорил с одним из режиссеров фильма, Кимом Дружининым. Мы намеренно избежали вопроса достоверности битвы у Дубосеково в ноябре 1941 года и обсудили главные нападки кинокритиков, поговорили о природе героизма и о казахах в Великой Отечественной.

 На днях было объявлено, что фильм можно смотреть в сети в свободном доступе. А как же авторские права и телевизионная судьба фильма?

Мы, как и обещали сообществу, что выложим фильм в интернет после широкого проката в кинотеатрах, так мы и сделали. Что касается телевизионного показа, есть договоренности с некоторыми каналами на первые несколько показов, поэтому по телевидению будет наша картина транслироваться.

 Вопрос, который заинтересовал многих: почему бойцы упоминают в фильме историю "7 самураев" и "Великолепной семерки" — многие кинокритики набросились на этот эпизод: фильмы были сняты намного позже Великой Отечественной…

Что тут сказать… критики не разбираются, наверное, в ситуации. Фильм "7 самураев" снят Куросавой в 1953 году, а он основывался на некой легенде, событиях, которые происходили в 12-м веке. И эти события легко могли быть известны советским гражданам в том числе. Поэтому поводов для нападок не понимаю.

 В некоторых рецензиях много замечаний к драматургии, фильм критикуют за отсутствие внутреннего конфликта персонажей, отсутствие главного героя, обезличивание красноармейцев. Вы согласны с этими выводами?

Конечно, нет. Довольно продолжительное время мы, так или иначе, знакомим с героем. Тут есть один нюанс. Герой всегда один. Это 28 панфиловцев. Поэтому это собирательный образ красноармейца, защитника Родины. Так как это фильм-памятник, то и этот герой предстает перед нами как памятник.

 Бросающаяся в глаза многословность героев – это попытка заполнить событийную пустоту первой половины фильма или голос главного героя фильма – народа?

Никакой событийной пустоты в первой половине фильма нет. Событий там куча. Другой вопрос, что это никакой не экшн. Повествование ведется не в том ритме, что во второй части – на передовой, во время боя. Конечно, это разные ритмы. Первая часть фильма — это относительно мирная жизнь. И красноармейцам есть, о чем поговорить, есть, что обсудить, потому что война – тот же самый быт, только в гораздо более обостренных обстоятельствах.

 Интересует природа героизма. Несомненно, вы пытались разобраться в этом вопросе. Героизм в кино и в литературе, может быть, излишне романтизирован. Но если приземленно: героизм — это следствие состояния измененного сознания под адреналином драки, пробуждения инстинкта воина или что-то другое?

Это сложный вопрос – что такое героизм и как героический поступок происходит… Собственно, в нашем фильме мы это и исследовали. Кажется мне, что самим фильмом мы ответили на этот вопрос. Но все неоднозначно, и каждый человек, так или иначе, готов к совершению подвига. Другой вопрос – кто-то больше, кто-то меньше, да и мотивация у каждого разная. Это все мы и исследовали.

 На ваш взгляд, казахи в Великую Отечественную сражались за Россию, за СССР или за Казахстан?

Они сражались за Родину. А как она называлась, и кто как ее называл − это личное дело каждого.

 Почему в картине ни разу не упоминается Советский Союз – это попытка избавить картину от стереотипов, связанных с идеологией?

Нет. Я не знаю, как ответить на этот вопрос… Но все очевидно. Люди называли друг друга "русский", никто не кричал "советский". Некоторые обвиняют нас в "антисоветскости", но ничего специально мы не делали. Мы пытались показать быт красноармейцев на передовой, вот и все. Причем основой для этого явились "Волоколамское шоссе", мемуары Бауыржана Момышулы и вообще воспоминания фронтовиков, ветеранов. То есть все, что показано в фильме — небеспочвенно.

 Сравнительно недавно некоторые москвичи протестовали против названия станции метро "Алма-Атинская". Как думаете, где прошла линия разлома в системе ценностей: с одной стороны, эти же протестующие москвичи, я не сомневаюсь, совершенно искренне празднуют 9 мая.

Рахимжан Кошкарбаев со Знаменем Победы в Астане
© Sputnik . Болат Шайхинов, Асем Миржекеева
Мы же не знаем – кто протестовал, почему протестовали, и кому это нужно было – чтобы эти люди протестовали. Скорее всего, это очередная провокация, на которую просто не нужно обращать внимания.

 То есть, на ваш взгляд, наши современники не разделяют взглядов, основанных на противопоставлении народов?

Нас всячески пытаются поссорить – то с украинцами, то с казахами, то с киргизами, то еще с кем-то. К сожалению, мы иногда ведемся на эти провокации, хотя мы всю жизнь были братьями, братскими народами. Почему сейчас мы про это забываем – непонятно.

 "Дружба народов" — термин пропагандистский? И была ли дружба народов вообще?

Не знаю. Но дружба народов существовала, и сейчас существует.

 Но ведь и бытовой национализм был всегда – разве не так?

У любого народа есть разные люди – порядочные и непорядочные, есть люди честные и бесчестные. Что тут говорить… Среди русских и среди казахов бывают такие люди – зачем весь народ-то обвинять.

 Причина успеха фильма – это раскрученность истории о 28 панфиловцах или то, как этот фильм был делан?

Причина успеха фильма в том, что это хорошее кино, по которому люди соскучились.

 Почему "28 панфиловцев" несколько нарушает традицию военной драмы с неизменными атрибутами: прямо провозглашаемым антивоенным пафосом, любовной линией, очеловечиванием врага – зачем так было сделано?

Мне кажется, что фильм "28 панфиловцев" как раз следует традиции военной драмы, а следует как раз потому, что там нет любовной линии, нет предателей – нет всего того, что мы видели в последних фильмах о войне. Потому что фильм этот о подвиге, о героизме, а не о предателях, трусах и негодяях.

 Ваши дальнейшие планы связаны с историческими военными картинами? Или 28 панфиловцев — это некий эксперимент?

О войне мы с Андреем (режиссер Андрей Шальопа. – прим. авт.) уже высказались. Теперь будем высказываться на другие темы.

Загрузка...

Главные темы