АСТАНА, 30 дек – Sputnik, Сергей Ким. Фильм "28 панфиловцев" стал едва ли не главной сенсацией российского кино уходящего года. Во-первых, картина установила рекорд еще в досъемочный период, когда по принципу краудфандинга (добровольных пожертвований – прим. авт.) были собраны 34 миллиона рублей (более 180 миллионов тенге в пересчете). Во-вторых – общие кассовые сборы троекратно превысили затраты (а это значит, что даже с учетом "дележки" с кинотеатрами, фильм все равно полностью окупился).
Как и обещали создатели, после проката фильм сразу же появился в интернете в свободном доступе. Sputnik Казахстан поговорил с одним из режиссеров фильма, Кимом Дружининым. Мы намеренно избежали вопроса достоверности битвы у Дубосеково в ноябре 1941 года и обсудили главные нападки кинокритиков, поговорили о природе героизма и о казахах в Великой Отечественной.
− На днях было объявлено, что фильм можно смотреть в сети в свободном доступе. А как же авторские права и телевизионная судьба фильма?
Мы, как и обещали сообществу, что выложим фильм в интернет после широкого проката в кинотеатрах, так мы и сделали. Что касается телевизионного показа, есть договоренности с некоторыми каналами на первые несколько показов, поэтому по телевидению будет наша картина транслироваться.
Что тут сказать… критики не разбираются, наверное, в ситуации. Фильм "7 самураев" снят Куросавой в 1953 году, а он основывался на некой легенде, событиях, которые происходили в 12-м веке. И эти события легко могли быть известны советским гражданам в том числе. Поэтому поводов для нападок не понимаю.
− В некоторых рецензиях много замечаний к драматургии, фильм критикуют за отсутствие внутреннего конфликта персонажей, отсутствие главного героя, обезличивание красноармейцев. Вы согласны с этими выводами?
Конечно, нет. Довольно продолжительное время мы, так или иначе, знакомим с героем. Тут есть один нюанс. Герой всегда один. Это 28 панфиловцев. Поэтому это собирательный образ красноармейца, защитника Родины. Так как это фильм-памятник, то и этот герой предстает перед нами как памятник.
− Бросающаяся в глаза многословность героев – это попытка заполнить событийную пустоту первой половины фильма или голос главного героя фильма – народа?
− Интересует природа героизма. Несомненно, вы пытались разобраться в этом вопросе. Героизм в кино и в литературе, может быть, излишне романтизирован. Но если приземленно: героизм — это следствие состояния измененного сознания под адреналином драки, пробуждения инстинкта воина или что-то другое?
Это сложный вопрос – что такое героизм и как героический поступок происходит… Собственно, в нашем фильме мы это и исследовали. Кажется мне, что самим фильмом мы ответили на этот вопрос. Но все неоднозначно, и каждый человек, так или иначе, готов к совершению подвига. Другой вопрос – кто-то больше, кто-то меньше, да и мотивация у каждого разная. Это все мы и исследовали.
Они сражались за Родину. А как она называлась, и кто как ее называл − это личное дело каждого.
− Почему в картине ни разу не упоминается Советский Союз – это попытка избавить картину от стереотипов, связанных с идеологией?
Нет. Я не знаю, как ответить на этот вопрос… Но все очевидно. Люди называли друг друга "русский", никто не кричал "советский". Некоторые обвиняют нас в "антисоветскости", но ничего специально мы не делали. Мы пытались показать быт красноармейцев на передовой, вот и все. Причем основой для этого явились "Волоколамское шоссе", мемуары Бауыржана Момышулы и вообще воспоминания фронтовиков, ветеранов. То есть все, что показано в фильме — небеспочвенно.
− Сравнительно недавно некоторые москвичи протестовали против названия станции метро "Алма-Атинская". Как думаете, где прошла линия разлома в системе ценностей: с одной стороны, эти же протестующие москвичи, я не сомневаюсь, совершенно искренне празднуют 9 мая.
− То есть, на ваш взгляд, наши современники не разделяют взглядов, основанных на противопоставлении народов?
Нас всячески пытаются поссорить – то с украинцами, то с казахами, то с киргизами, то еще с кем-то. К сожалению, мы иногда ведемся на эти провокации, хотя мы всю жизнь были братьями, братскими народами. Почему сейчас мы про это забываем – непонятно.
− "Дружба народов" — термин пропагандистский? И была ли дружба народов вообще?
Не знаю. Но дружба народов существовала, и сейчас существует.
− Но ведь и бытовой национализм был всегда – разве не так?
− Причина успеха фильма – это раскрученность истории о 28 панфиловцах или то, как этот фильм был делан?
Причина успеха фильма в том, что это хорошее кино, по которому люди соскучились.
− Почему "28 панфиловцев" несколько нарушает традицию военной драмы с неизменными атрибутами: прямо провозглашаемым антивоенным пафосом, любовной линией, очеловечиванием врага – зачем так было сделано?
Мне кажется, что фильм "28 панфиловцев" как раз следует традиции военной драмы, а следует как раз потому, что там нет любовной линии, нет предателей – нет всего того, что мы видели в последних фильмах о войне. Потому что фильм этот о подвиге, о героизме, а не о предателях, трусах и негодяях.
− Ваши дальнейшие планы связаны с историческими военными картинами? Или 28 панфиловцев — это некий эксперимент?
О войне мы с Андреем (режиссер Андрей Шальопа. – прим. авт.) уже высказались. Теперь будем высказываться на другие темы.