АСТАНА, 19 сен — Sputnik. В первом полугодии 2023 года Казахстан столкнулся со значительным сокращением объемов экспорта легковых автомобилей.
По данным Finprom.kz, экспорт автомобилей за границу сократился почти в 17 раз – это резкое падение произошло впервые за последние несколько лет.
Согласно информации Бюро национальной статистики, с января по июнь текущего года из страны было вывезено всего 554 автомобиля. Для сравнения, в аналогичном периоде 2022 года этот показатель приближался к 9,2 тысячам.
С 2018 года Казахстан последовательно наращивал экспорт легкового транспорта, активно поставляя автомобили как казахстанской сборки, так и через реэкспорт. Пик продаж пришелся на 2021 год, когда за границу было отправлено 11,3 тысячи авто. Россия оставалась главным импортёром казахстанских автомобилей, занимая внушительные 92,6% в общем объеме экспорта.
Так, из 9,1 тысячи автомобилей, проданных за границу в первом полугодии 2023 года, 8,4 тысячи уехали именно в российские города. Однако в условиях новых экономических реалий продажи в Россию за первые шесть месяцев текущего года составили всего 115 автомобилей. Основная часть этих продаж пришлась на первый квартал, когда еще не вступила в силу новая система управления рисками, внедренная Евразийской экономической комиссией. С апреля 2024 года ввоз в Россию автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС, уже не происходит на прежних условиях. Новые правила обязывают всех поставщиков при занижении таможенной стоимости выплачивать разницу, основанную на средней цене такого автомобиля. Это нововведение лишает перекупщиков стимула заниматься поставками в Россию. Теперь поставщики обязаны выплачивать разницу при занижении таможенной стоимости, что делает поставки для перекупщиков невыгодными.
Это нововведение уже отразилось на экспорте автомобилей из Казахстана и в другие страны ЕАЭС. В первом полугодии 2024 года экспорт легковых авто в Беларусь сократился в 18 раз, а в Кыргызстан — на 27,5%. Общий объем продаж автомобилей за первое полугодие 2024 года составил 127,6 тыс. единиц — на 4,5 тыс. меньше, чем годом ранее.
Импорт стал доминирующим, составив 55,3% всех поставок, тогда как доля казахстанского производства упала до 44,7%. Производство легковых автомобилей в стране также снизилось: с конвейера сошло 57,1 тыс. авто — на 9,5 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам президента "Казахстанского автомобильного союза" Анар Макашевой, это связано с неконтролируемым импортом автомобилей от серых дилеров, что подрывает позиции отечественного автопрома. Крупнейшие производители, такие как Allur и Hyundai Trans Kazakhstan, также показали снижение выпуска — на 12,5% и 22,4% соответственно.