АЛМАТЫ, 2 апр — Sputnik. В Казахстане растет число желающих стать донорами спермы и яйцеклеток.
Корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с врачом-эмбриологом и донорами, чтобы выяснить, как обеспечивается анонимность доноров, и получателей биоматериалов, и почему в стране не единой базы доноров.
Почему люди хотят стать донорами
22-летняя Айнур обратилась в ЭКО-центр, чтобы стать донором яйцеклетки. Женщина признается, что пошла на это, чтобы заработать.
"Все идут на это из-за денег, и я не исключение", – сказала она.
Мать двоих детей о возможности такого заработка узнала от своих подруг, которые уже прошли программу донорства яйцеклеток (ооцитов).
"Подруга рассказала о своем опыте, и я тоже решила попробовать. После медицинского осмотра и ультразвукового исследования мне сказали, что у меня очень качественные яйцеклетки, и даже предложили стать суррогатной матерью", - поделилась женщина.
По ее словам, подруга сдает свои яйцеклетки каждые 6 месяцев, негативных последствий не было.
УЗИ в родильном доме
© Sputnik / Сергей Венявский
"Она посоветовала мне попробовать, потому что я привлекательная. Все хотят, чтобы их будущий ребенок был красивым, смотрят на группу крови, здоровье и внешний вид донора", – сказала Айнур.
По ее словам, на первом визите в клинику проводится комплексное обследование, включая УЗИ и оценку качества яйцеклеток, после чего принимается решение о возможности их сдачи. Женщина рассказывает, что в первый раз у нее выработалось около 6-7 ооцитов, при последующем визите в клинику их количество увеличилось до 17-18 штук.
По словам Айнур, донору в зависимости от количества и качества яйцеклеток платят до 500 тысяч тенге. Если количество ооцитов составляет от 0 до 6, то заплатят 100 тысяч тенге, если больше 10 – то заплатят 200 тысяч. Если больше 17-18, то донор получает 300 тысяч, если больше 20, то можно заработать до 500 тысяч, говорит Айнур.
Она рассказывает, что удивилась, увидев, как много людей нуждаются в биоматериалах, даже уговорила своего мужа стать донором.
"Я думала, что мужчинам проще стать донорами, но оказалось, что это не так. За один день материалы сдали около 20-30 мужчин, но качественным оказался только 2-3 человека", – добавляет она.
Женщина сейчас рассматривает возможность стать суррогатной матерью. На вопрос не боится ли привязаться к ребенку, Айнур отвечает, что не слишком эмпатична, даже к своим детям. По ее словам, за суррогатное материнство в ЭКО-центрах ей предлагали 3-4 миллиона тенге, а через центр суррогатного материнства – 7-8 миллионов тенге, с ежемесячной поддержкой в размере 150-200 тысяч тенге.
"Мы с мужем решили, что это хороший способ заработать денег для квартиры", – признается она.
Почему люди обращаются к донорам
Эмбриолог Еларман Буянжаргал отмечает, что донорские биоматериалы становятся единственной возможностью для супругов, которые не могут самостоятельно иметь ребенка. Причины обращения к донорским материалам могут быть разным, включая отсутствие собственных яйцеклеток или спермы, либо если они непригодны для зачатия.
Эмбриолог Еларман Буянжаргал
© Photo : представлено клиникой "Геном-Астана"
"Банки спермы предлагают решение таких вопросов, как бесплодие у мужчин, устранение возможности передачи генетических болезней, либо помощь одиноким женщинам. В большинстве случаев мужчины либо женщины сдают свои биоматериалы, рассчитывая на денежную компенсацию", – говорит Еларман Буянжаргал.
Он указывает, что донорами также выступают близкие родственники супружеских пар.
По словам эмбриолога, в банк спермы клиники "Геном Астана" чаще обращаются женщины старше 38-40 лет, способные выносить ребенка. Донорские материалы использует супружеская пара, где у мужчины слабый биоматериал, либо он отсутствует. Обращаются также одинокие женщины, не имеющие партнеров, но желающие иметь ребенка.
"Прежде чем решиться на такой шаг, необходимо убедиться в невозможности зачать собственных детей. Бывали случаи, когда удавалось забеременеть после многих неудачных попыток. Нужно пройти комплексное обследование и сдать анализы", – говорит Еларман Буянжаргал.
По его данным, около 15% пациентов, проходящих ЭКО программы, обращаются к донорству. Перед этим каждая пара проходит консультации с психологом, и только полностью подготовленные супруги или одинокие женщины получают донорский материал.
Кто может стать донором
Жительница Алматы Айжан готовится стать суррогатной матерью. Молодая семья приехала в город на заработки, а за двумя их детьми присматривает бабушка в селе. Находясь вдали от детей и видя бездетные пары, женщина отмечает, что многие не понимают ценности ребенка и здоровья.
По словам Айжан, которая уже прошла все этапы отбора, больше 60% женщин, желающих стать донорами, не соответствуют требованиям. Мужчины также тщательно отбираются. Она отмечает, что ее муж тоже хотел стать донором, но его биоматериалы оказались непригодными.
Эмбриолог Еларман Буянжаргал подчеркивает важность тщательной проверки состояния здоровья и отсутствия генетических отклонений у потенциальных доноров перед использованием их биоматериала в экопрограммах.
Донором может стать любой психически и физически здоровый мужчина, любой национальности и вероисповедания. Донорами могут быть люди в возрасте от 17 до 35 лет, ростом выше 170 сантиметров, не имеющие отклонений по органометрическим и фенотипическим признакам. Сперматозоид донора должен соответствовать критериям ВОЗ - таким, как подвижность и отсутствие патологии.
Алгоритм отбора потенциального донора состоит из нескольких этапов:
1.
исследование биоматериала, консультации у специалистов (психолога, терапевта, уролога-андролога, репродуктолога) и сдачу анализов на инфекции (ВИЧ, гепатит В, С, сифилис);2.
более глубокие исследования, такие как мазок уретры, обследование на половые инфекции, определение группы крови и резус-фактора, карио типирование (хромосомный статус), а также анализ на наследственные моногенные заболевания.На третьем этапе с донором заключается договор, выплачивается материальное вознаграждение, а также его просят предоставить свою детскую фотографию до трех лет, чтобы пациенты могли выбрать наиболее похожего на себя донора. Донору также предлагается пройти повторное тестирование через 3, 6 или 9 месяцев.
По словам эмбриолога, вознаграждение донорам спермы в разных клиниках колеблется от 20 тысяч до 50 тысяч тенге.
В Казахстане нет единой базы доноров
Еларман Буянжаргал подчеркивает, что донорство является анонимным процессом, и донор не знает данных пациентов, которые используют его биоматериал. Он не может предъявлять какие-либо права на этих детей, даже если их выявит. И пациенты не могут требовать от клиники информацию о доноре. Все эти моменты расписываются в договоре.
В анкете донора указывают только рост, вес, цвет глаз, цвет волос, группу крови, а также психологический портрет. Если донор казахской национальности, в анкете обязательно указывается, "жүз" и "ру" (казахский род).
С целью сохранения биоразнообразия, после рождения десяти детей от одного донора, клиника прекращает использование его биоматериалов в соответствии с приказом министерства здравоохранения.
При этом эмбриолог отмечает отсутствие общей базы или единого банка спермы в Казахстане. В Европе и Америке налажена такая работа: после использования биоматериалов донора в одной клинике, он не имеет права обращаться в другую.
"В Европе, допустим, 20 детей рождаются от одного донора, его исключают из всех списков. Он не может быть донором в другой клинике. Также его замороженный биоматериал утилизируется. Однако в Казахстане такой базы нет", - рассказал врач.
Он сетует, что на практике такой базы в стране нет, поэтому донор может обратиться в другую клинику.
"Это очень серьезный вопрос, который однажды поднимался в мажилисе, но остался без продолжения", – говорит Еларман Буянжаргал.
Напомним, создать единую базу банка спермы в Казахстане в 2021 году предлагал депутат мажилиса VІ созыва Бекболат Тлеухан. По его словам, это позволит предотвратить случаи инцеста в будущем среди детей, рожденных от одного отца-донора.
В целях сохранения биоразнообразия Тлеухан также предлагал ограничить количество донорства, то есть один мужчина мог стать донором только один раз и его семя смогут использовать не больше двух женщин.