Новая нефть: кому и на каких условиях Казахстан предложит месторождения лития
Как наладить добычу и производство лития в Казахстане - совместно с иностранными инвесторами или собственными силами - узнавал корреспондент Sputnik Казахстан
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенАСТАНА, 28 мар — Sputnik. В начале марта корейские геологи сообщили об открытии на востоке Казахстана значительных запасов лития.
Согласно их анализу, концентрация металла на месторождении достигала 5,3%. Для сравнения - содержание лития из шахт в Западной Австралии, которая поставляет около половины мирового объема, составляет 2,1%.
Корейский институт геологических наук и минеральных ресурсов (KIGAM) оценил найденные ресурсы в 15,7 млрд долларов и намерен подать заявку на добычу лития совместно с корейской компанией.
Начать добычу лития в Казахстане – это большой шаг на пути к промышленному и экономическому росту. Это в своей речи не раз отмечал и президент Казахстана. На этот счет высказались и в министерстве национальной экономики.
"Мы заинтересованы в добыче лития, в развитии обрабатывающей промышленности, в горной металлургии. Если есть в определенной сфере казахстанские инвесторы, готовые вложить объемные инвестиции, готовые освоить данный вид деятельности, правительство всегда открыто и готово работать. При этом иностранные инвестиции также приветствуются, потому что от них зависит определенный экономический рост. Корейская компания либо другая - правительство готово к сотрудничеству с частными инвесторами", - прокомментировал вице-министр Бауыржан Омарбеков.
Что выгоднее Казахстану - совместная добыча с иностранными партнерами или создание собственного производства со 100% местным содержанием - читайте в материале
Sputnik Казахстан.
Литий в Казахстане: сколько сырья в недрах
По данным комитета геологии министерства промышленности, на государственном учете запасов полезных ископаемых числятся шесть месторождений оксида лития.
Это Юбилейное, Верхне-Баймурзинское, Бакенное, Ахметкино, Медведка, Ахмировское. Все они находятся на востоке Казахстана. Запасы лития в этих местах составляют 75,6 тысячи тонн.
В советское время основные залежи лития были засекречены. В то время его использовали для производства огнестойкого стекла и керамики, смазок для авиационных двигателей. Однако он не был так востребован, как сейчас.
С изобретением литий-ионных батарей коммерческий интерес к редкоземельным металлам возрос в разы. Помимо лития, здесь числятся попутные элементы: селен, теллур, германий, галлий, индий, таллий, висмут, гафний, скандий, кадмий, рений, осмий, иттрий.
На сегодня Минпром не ведет никаких переговоров по добыче лития, сообщили в Комгео.
Сырьевой придаток или конкурентоспособный производитель: в чем выиграет Казахстан
Разработка лития - технологически очень сложный процесс, утверждает энергетик Арман Телев.
"Для развития производства нужны очень опытные специалисты, с многолетним стажем. Сам процесс очень сложный, поэтому, я думаю, что на литии мы не заработаем больших денег", - поделился Телев в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан.
Но наличие самого сырья уже хорошо, возможно, в страну будут привлечены передовые технологии, и запустят дополнительное производство, предположил эксперт.
"Особой разницы нет, будет ли Казахстан сам производить из лития или будет закупать их из Китая. Есть вероятность, что отечественное производство обойдется нам в разы дороже. Помимо того, нужно будет привлекать зарубежных специалистов за достойную по их меркам плату", - пояснил энергетик.
Помимо этого, есть риск повторить сценарий с нефтью, добавил он.
"В 1990-е годы у нас не хватало специалистов-нефтяников. Тогда пришлось лететь за рубеж и на кабальных условиях для нас приглашать их работать в Казахстан. И если мы будем затягивать с развитием инвестиций и технологий, нам придется в чем-то уступать и зарубежным компаниям", - продолжил Телев.
Скорее всего, в добыче лития Казахстан останется сырьевым придатком, считает эксперт.
"Конечно, это дополнительные налоги, дополнительные рабочие места. Вряд ли литий у нас будут добывать в таких масштабах, как нефть. Все зависит от запасов недр, смотря какой план у государства", - отметил энергетик.
Кроме того, сейчас технологии развиваются ежечасно, пока в Казахстане возведут завод, возможно, технологии уже устареют, дополнил спикер.
По его словам, правительство может выиграть при составлении инвестпроекта.
"На уровне управления, на уровне планирования много чего можно сделать грамотно. Инвестиции – это искусство переговоров, насколько выгодные для себя условия ты выбьешь. Законы сейчас выравниваются, их подстраивают под интересы целой страны, а не под конкретно одной семьи. И наблюдая за этим, есть надежда, что все будет хорошо", - прокомментировал Телев.
Эксперту импонирует политика Объединенных Арабских Эмиратов, где без местного учредителя или соучредителя никакая иностранная компания не может зарегистрироваться в ОАЭ.
Казахстан готов к собственному производству - эксперт
Старший научный сотрудник физико-технического института Берик Рахимбаев считает, что в Казахстане следует развивать отечественный энергетический кластер.
"У нас есть месторождение никеля. И есть технологии, как получить сульфат никеля. У нас также разработана технология по производству сульфата лития. Это основные компоненты всех батареек. А батарейки - сердце всех гаджетов и электромобилей. У нас есть технологии, у нас есть люди, у нас есть таланты. Мы готовы производить конечную продукцию с добавленной стоимостью", - заявил Рахимбаев.
Ученые готовы развивать производство батареек и работают над созданием научных институтов во главе с Академией наук, сообщил эксперт.
"И зачем нам корейцы, когда есть собственные кадры?! Это вопрос в коррумпированности наших чиновников. Да, сейчас на науку какие-никакие деньги выделяются. Но чтобы это все воплотилось, нужно коррупционную составляющую ликвидировать", - утверждает ученый.
Заявления корейских геологов о 5% содержании лития в рудах не соответствуют действительности, считает он.
Технологии, созданные его командой, не имеют аналогов в мире, продолжил спикер.
"Это вам я авторитетно заявляю и даю 120% гарантий. Нет такой технологии получения сульфата никеля из труднообогатимых никельсодержащих горных руд. Она разработана в Казахстане. Никто в мире не получает никель, эта технология есть только у нас", - подчеркнул эксперт.
Ранее Рахимбаева пригласили в Узбекистан для участия в промышленном форуме.
"В Узбекистане уже ставят задачу по сборке электромобилей. Они совместно с китайцами уже собираются приступить к работе. Пока мы собираемся делать батарейки к электромобилям, они уже собираются строить завод по производству электромобилей из отечественного сырья к 2026 году", - сравнил он.
И параллельно с другими странами казахстанские ученые предложили свои разработки, которые обойдутся в разы дешевле, отметил Рахимбаев.
Официальная позиция Минпрома
После заявления корейских недропользователей корреспондент
Sputnik Казахстан обратился к министру Канату Шарлапаеву, чтобы выяснить позицию руководства Минпрома относительно партнерства в добыче "новой нефти".
"На рынке литиевых батарей определенно доминируют компании Юго-Восточной Азии. В первую очередь, это китайская компания CTL, большую долю на рынке занимает корейская компания LG и Panasonic", - сказал министр промышленности.
По его словам, предпочтение в добыче лития будет отдаваться технологическим партнерам, которые имеют доступ на рынок.
"Я очень приветствую KIGAM, это корейская компания, которая нашла крупные залежи лития в Казахстане, которые потенциально промышленно можно разрабатывать. Для нас это большая помощь для того, чтобы стать частью нового энергетического перехода. И мы поддерживаем партнера, у которого есть настоящие, рыночно доказанные компетенции по разработке лития", - пояснил глава Минпрома
Он подчеркнул, что в приоритете не какая-то определенная страна, а компания с техническими компетенциями.
"В кодексе о недрах написано, что компания/лицо, осуществившее геологическую разведку и поставившие эти запасы на государственный баланс, обладает приоритетным правом на добычу. И я считаю это совершенно закономерным", - поделился министр.
Если компания выделила деньги и вела геологические разработки, то у нее должно быть приоритетное право на добычу этого материала, заключил он.