АСТАНА, 29 дек - Sputnik, Наталья Бойко, АПН. Новогодние традиции за века своего существования претерпели немало трансформаций. Sputnik Казахстан продолжает серию материалов о том, как они менялись.
Откуда у христиан "языческая" елка?
К XVI веку христианство давным-давно стало главной религией в Европе, но многие жители современной Германии продолжали зимой ходить в лес и проводить древние обряды.
В 1513 году это заинтересовало Мартина Лютера, который решил искоренить эту привычку у немцев. Однажды богослов бродил в лесу и оказался на поляне, где увидел елку, освещенную лунным светом.
Елка, наряженная Мартином Лютером на Рождество. Гравюра Карла Августа Швердгебурга, 1843 год
© Photo : Сайт вдпо.рф
Это напомнило Лютеру о Вифлеемской звезде, приведшей волхвов к Иисусу. После этого он решил срубить дерево, принести его домой, украсить свечами и поставить наверху дерева звезду – символ Рождества. Это стало рождением современной традиции украшать елку.
Другая версия происхождения рождественской ели приводится в трудах иеромонаха Иова (Гумерова). По его версии, обычай ставить дома ель в праздник Рождества предание связывает с именем апостола Германии Бонифацием. Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.
"Бонифаций назвал ель деревом младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах", - указывает священник.
В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I. Православная церковь праздновала начало новолетия 1 сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 году. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1 сентября, что подтверждено и на соборе 1505 года. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.
Ежегодная помывка памятника Петру I в Санкт-Петербурге
© Sputnik / Александр Гальперин
/ 1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1 января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома "сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе".
Существует еще одно занятное мнение: елка воспринимается как образ дерева "познания добра и зла", под которым и началась вся история человечества, а новогодние игрушки – символ запретного плода. Звезда, которая зачастую ставится на верхушке дерева, является символом Вифлеемской звезды, которая показывала путь волхвам к новорожденному Богу. Свечи, горящие на елке, символизируют души умерших предков, которые продолжают жить, ведь они бессмертны.
Злобный Дед Мороз
Легенда появления Дедушки Мороза, его западного коллеги Санта-Клауса выглядит зловеще. По одной из версий, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие тела.
Чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву, говорит страшная легенда.
Но тут сразу обнаруживается историческая ошибка. Прообразом современного Санта-Клауса — белобородого старца, тайно проникающего в дома и дарящего подарки детям, послужил святой Николай. Традиционно и в Европе, и в дореволюционной России на праздник святого Николая, который отмечался незадолго до Рождества, было принято дарить детям подарки и сладости.
Это делали в память о прижизненной помощи святого — например, как он тайно подкинул золото разорившемуся купцу, который от безысходности хотел отдать своих дочерей в непристойное место. Ну а прообраз Деда Мороза, конечно, явно недобрый дедушка. И так у многих народов, кстати.
Снегурочка – добрая советская девушка?
Со Снегурочкой все проще — этот персонаж появляется в пьесе А.Н. Островского "Снегурочка" и одноименной опере Римского-Корсакова. Снегурочка там персонаж трагический. По сути, это молодая Снежная Королева из сказки Андерсена.
В обрядах и различных традициях образ Снегурочки не фигурирует, зато в фольклоре о ней ходит легенда-история как о девочке, созданной изо льда, которая во время весеннего ритуала богу Солнцу Яриле растаяла от любви и его жара.
В литературных произведениях XIX века она изображалась хрупкой, вечно молодой девушкой со светлыми волосами и бледной кожей, одетой всегда только в белые одеяния.
Многие исследователи считают, что Снегурочка появилась из образа старого славянского божества Морены, которая олицетворяла смерть и холод. Здесь же и объясняют ее привязку к елке, так как именно это дерево символизировало богиню и ее потусторонние силы.
Истина, похоже, более прозаична. Свой современный облик Снегурочка приобрела в середине 1930-х годов, когда Советский Союз официально разрешил праздновать Новый год. Во всех появившихся сценариях праздника она стала ключевой фигурой наравне с Дедушкой Морозом. Именно в это время в ее одеяние привнесли голубые тона, разбавив белыми оттенками. Снегурочка возникает как олицетворение доброты, кротости и самопожертвования. В общем, Снегурочка – фигура, пожалуй, самая неоднозначная.
Что еще мы не знаем о самом любимом празднике?