Бизнесмены Казахстана смогут выбирать поставщиков российских нефтепродуктов

Отечественные предприниматели самостоятельно будут выбирать российских продавцов, определяя приемлемую для себя цену и условия поставки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АСТАНА, 7 дек – Sputnik. Сенат ратифицировал изменение в Соглашение между Казахстаном и Россией о поставках нефти и нефтепродуктов.
Казахстан в рамках определенных квот импортирует разные виды российских нефтепродуктов:
автобензин,
авиатопливо,
дизельное топливо и другие.
Раньше поставляемая из России в Казахстан продукция подлежала таможенному декларированию без взимания экспортных таможенных пошлин. В 2019 году в России прекратили временное периодическое декларирование, но продолжили вести статистический учет.
Это решение позволило экспортировать одну партию товаров, разделив на несколько частей. Это привело к появлению в России экспортера-монополиста и ограничило казахстанских предпринимателей в выборе российских поставщиков или продавцов нефтепродуктов.
"В рассматриваемом законе в статью 3 вносится изменение в части отмены временного периодического декларирования в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых из России в Казахстан", - пояснил сенатор Бауыржан Каниев.
Однако изменение не относится к нефти и нефтепродуктам, вывозимым двумя способами:
вывоз как припасы – декларирование припасов осуществляется таможенным декларированием транспортных средств;
вывоз по трубопроводам в 2022-2024 годах – этот вопрос регулируется двусторонним соглашением.
"Закон позволяет казахстанским предпринимателям свободно приобретать нефтепродукты с учетом своих интересов в части ценообразования и сроков поставки. В ходе рассмотрения закона от постоянных комитетов Сената замечаний и предложений не поступало", - отметил Каниев.
Закон еще более актуализирует проблему сохраняющейся зависимости Казахстана от импорта нефтепродуктов, прокомментировала депутат Ляззат Рысбекова.
По данным министерства энергетики, за 10 месяцев текущего года потребление превысило производство:
автобензина на 9 тысяч тонн,
авиакеросина на 231 тысячу тонн,
дизельного топлива на 499 тысяч тонн.

"Недопроизводство нефтепродуктов в Казахстане регулярно приводит к дефициту, перекрываемому за счет импортных поставок, объем которых за вышеуказанный период достиг 740 тысяч тонн. Анализ показывает, что ситуация ухудшается с каждым годом", - продолжила Рысбекова.

По ее словам, в 2019 году в Казахстан суммарно было завезено 376 тысяч тонн автобензина, авиакеросина 38,1 тысячи тонн и дизтоплива 314,5 тысячи тонн. Это практически в 2 раза меньше, чем за неполный 2023 год, добавила она.
"Проблема нехватки нефтепродуктов остаётся нерешённой даже после проведенной модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов", - заключила сенатор.
Поэтому правительств должно решать проблемы дефицита нефтепродуктов не посредством импортных поставок, а обеспечить потребности внутреннего рынка исключительно за счёт собственного производства.
Ремонт АНПЗ не влияет на дефицит автогаза в Астане - "КазМунайГаз"